Рейтинг@Mail.ru
Дмитрий Бак: Классика литературы требует от читателя серьезной работы - РИА Новости, 30.05.2016
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Дмитрий Бак: Классика литературы требует от читателя серьезной работы

© Фото предоставлено Дмитрием Баком из личного архиваДиректор Государственного литературного музея Дмитрий Бак
Директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак
Читать ria.ru в
Дзен
О том, можно ли увлечь молодежь чтением классики, что должен содержать современный урок литературы в интервью РИА Новости рассказывает директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак.

МИА "Россия сегодня" и Постоянный Комитет Союзного государства проводят в России и Белоруссии конкурс среди молодых учителей на лучший урок по литературе. О том, можно ли увлечь молодежь чтением классики, что должен содержать современный урок литературы  в интервью РИА Новости рассказывает директор Государственного литературного музея Дмитрий Бак.

- В качестве эпиграфа на сайте музея вы выбрали фразу "Сохраняем прошлое – создаем будущее". А какую примерно часть посетителей музея составляют молодые люди? Считается, что у нынешнего поколения утрачен интерес к книге, литературным ценностям. Согласны ли вы с этим?

— Конечно, сегодня доля молодых людей среди посетителей разных отделов Государственного литературного музея сравнительно мала, даже с учетом того, что существуют регулярные экскурсии школьников в музеи писателей, чьи произведения входят в школьную программу.

Мы стараемся прилагать особые усилия, чтобы привлечь молодежь в музей, реализуем специальные проекты. Я бы не стал говорить о том, что молодое поколение в целом утратило интерес к литературным ценностям, просто литература не всегда выдерживает конкуренцию с современными визуальными сферами культуры. Необходим их плодотворный синтез.

- Чем, на ваш взгляд, должны отличаться нынешние педагоги-словесники от советских коллег-предшественников, что должен содержать современный урок литературы?

— Настоящий учитель-словесник должен ясно осознавать, в каком культурном и особенно – информационном контексте живет современный школьник, представлять себе "бюджет" его свободного времени, культурные предпочтения. Учитель должен быть готов приложить серьезные усилия для того, чтобы актуализовать в сознании учеников русскую классику. Это, разумеется, предполагает фундаментальную подготовку педагога не только в области литературы, но и истории, искусства, психологии и других гуманитарных науках.

- Интернет во многом заменил людям остальные источники знаний. Чтение тоже становится интерактивным. Означает ли это закат "бумажной" книги? Не пугает, что через какое-то время и ваши литературные памятники будут храниться, главным образом, на электронных носителях?

— Через одно-два поколения книга в ее нынешнем статусе основного "носителя" литературных произведений, безусловно, уступит первенство электронным версиям литературного текста. Такова логика развития культуры, с этим ничего не поделаешь. Для меня этот факт, конечно, прискорбен, однако какие бы то ни было сетования в данном случае неуместны. Надо быть готовым к тому, что литература как искусство перейдет в новое качество, но сохранит свое непреходящее значение.  

- Способна ли русская классика соревноваться со "звездными войнами"? В чем, на ваш взгляд, ее непреходящая ценность?

— В культурном обиходе современного человека, как это ни парадоксально, должно найтись место и для классики, и для, условно говоря, "звездных войн". Бытовая, низовая, упрощенная культура литературного потребления не подлежит автоматическому запрету в пользу классики, за исключением, конечно, произведений, неприемлемых с точки зрения очевидных правовых норм.

Классические литературные произведения (и не только литературные – также художественные, музыкальные!) фундаментально необходимы современному человеку вовсе не потому, что автоматически повышают градус его нравственности. Литературная классика – это на сто процентов сложные тексты, требующие тщательной аналитической работы, от которой современный человек почти напрочь отвык. Одно дело нажать на кнопку и получить результат, одним взглядом схватить в масштабе один к одному смысл текста длиною в одну прокрутку, и совсем другое – медленное чтение, попытка не "считать" готовый смысл, а понять сложно устроенный текст, особенно поэтический – словно бы впервые, открывая его значение именно для себя, здесь и сейчас.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала