МОСКВА, 18 мая — РИА Новости. Комитет Госдумы по финансовому рынку вынесет окончательное решение по законопроекту о регулировании и ограничении деятельности коллекторов в России и защите прав должников опросным путём, сообщил на заседании глава комитета Николай Гончар.
"Завтра мы предложим вашему вниманию опросным путём таблицу принятых поправок и таблицу отклонённых поправок рассмотреть и проголосовать в письменной форме", — сказал Гончар.
Авторами документа являются председатели двух палат российского парламента — спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко и спикер Госдумы Сергей Нарышкин, а также главы двух профильных финансовых комитетов СФ и ГД Сергей Рябухин и Николай Гончар.
Документ прямо запрещает коллекторам применять физическую силу и угрожать ее применением, причинять вред здоровью и имуществу, оказывать психологическое давление и вводить в заблуждение. Запрет вводится и на сообщение о долге третьим лицам, включая родственников и сослуживцев, размещение сведений о должнике в интернете, на здании или жилом доме.
Согласно поправкам ко второму чтению, о которых рассказал Гончар, законопроект распространяется только на физических лиц, на индивидуальных предпринимателей эти нормы распространяться не будут. Кроме того, устанавливается срок в 4 месяца, в течение которого должник может подать заявление об отказе от взаимодействия с кредитором и его представителем.
"Нормы, которые содержатся в данном законопроекте, достаточно жёсткие, и это признают все", — сказал на заседании Гончар.
Основные изменения ко второму чтению
Комитет по финрынку в среду в рамках подготовки второго чтения поддержал позицию Совета Федерации, согласно которой нормы законопроекта должны распространяться только на заемщиков — физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей. На индивидуальных предпринимателей этот законопроект и устанавливаемые им ограничения в отношении взаимоотношений с профессиональными взыскателями распространяться не будут, пояснил глава комитета Николай Гончар.
"Короче говоря, речь идет о том, что эти нормы будут действовать в отношении потребительских кредитов", — добавил он.
В целях защиты законных интересов и прав физлиц при востребовании просроченной задолженности, законопроект, по словам Гончара, будет касаться "не вообще долгов, а именно просроченной задолженности". При этом комитет по финрынку выступил против возможности совмещения деятельности по взысканию долгов с микрофинансовой деятельностью.
Заемщику-должнику будет предоставлено право прекратить общение с взыскателем долгов по истечении четырех месяцев с момента возникновения просроченной задолженности.
"Наступает просроченная задолженность, проходит четыре месяца и дальше законом будет предусматриваться, что через четыре месяца заемщик вправе прекратить взаимоотношения с взыскателем, предъявителем прав требования", — пояснил Гончар. Затем, по его словам, в случае если взыскатель, кредитор или заемщик обращаются в суд, который принимает то или иное решение, с момента вступления в силу этого решения отсчитывается два месяца, в течение которых возможно продление взаимоотношений между профессиональным взыскателем или кредитором и заемщиком.
"Аргумент такой — заемщику нужно объяснить, что в случае если он откажется через два месяца от взаимоотношений с кредитором, заимодателем, то дальше вступает в силу служба судебных приставов. А это плюс 7% от суммы истребуемого долга", — сказал Гончар. Заемщик, по его словам, должен понимать, что в случае если взаимоотношения переходят на взаимоотношения со службой судебных приставов, то сумма, которую ему придется уплатить, увеличивается на эту величину.
Бюджетный комитет поддержал предложения об ограничении величины процентов по просроченной задолженности и величины накладываемых в связи с этим штрафных санкций. Величина процентов не может быть больше "трех тел долга", а величина штрафных санкций — "двух тел долга", отметил Гончар. Таким образом, величина процентов не может больше, чем втрое превышать остаток по кредиту, штрафных санкций — вдвое.