Отношения России и Египта в последние годы развивались по восходящей траектории, достигнув рекордного товарооборота в 2014 году. Перелом произошел в прошлом году, причиной чему стали девальвация рубля и закрытие курортов Красного моря для россиян после трагедии над Синаем. О том, как сейчас развиваются отношения между двумя странами, о совместных проектах в сфере энергетики и транспорта и о ситуации с возобновлением авиасообщения между РФ и Египтом в интервью корреспонденту РИА Новости Янису Мадни рассказал торговый представитель РФ в Египте Федор Лукашин.
— Первым делом хотелось бы узнать, на каком уровне сейчас находятся торговые отношения РФ и Египта. Каковы перспективы торговли в 2016 году, за счет чего она может вырасти?
— Общий объем двусторонней торговли России и Египта в 2015 году снизился на четверть — до 4 миллиардов долларов. Несмотря на это, в физических объемах товарооборот вырос. Если говорить о нашем экспорте, то он увеличился на 3%, до 8,5 миллиона тонн. В частности, на 12% подросли поставки пшеницы — ее объемы достигли по году 4,5 миллиона тонн.
Физический объем экспорта Египта также вырос — на 4%, почти до 700 тысяч тонн. Основные статьи египетского экспорта — это овощи и фрукты, которые составили 86% от общего объема поставок в РФ. Этот структурный показатель примерно аналогичен 2014 году. Главными позициями египетского экспорта в 2015 году по-прежнему оставались апельсины, картофель и репчатый лук. По сельхозпродукции египетские партнеры готовы и дальше наращивать свой экспорт в Россию.
Таким образом, тенденция к наращиванию торговых связей между компаниями двух стран, по нашей оценке, будет сохраняться. Торговое представительство России в Египте будет и дальше оказывать содействие участникам ВЭД на данном направлении.
— Если останавливаться на сельхозпродукции и говорить о зерне, вы отметили, что в 2015 году РФ экспортировала 4,5 миллиона тонн пшеницы. А какие перспективы у торговли пшеницей?
— По заключению наших экспертов, Россия может увеличить экспорт зерна в Египет — основная его часть это пшеница — до 5,5 миллиона тонн. И египетские партнеры в перспективе готовы принимать такое количество российского зерна. В 2015 году наши поставки зерна неплохо выросли, и с учетом пока нереализованного зазора в 1 миллион тонн можно сказать, что перспективы развития российских поставок зерна выглядят весьма оптимистичными.
— В последний год много говорится о намерении создать в Египте зерновой хаб. На какой стадии сейчас переговоры по этому проекту?
— У Египта есть идея реализации проекта по строительству крупного логистического зернового хаба в районе морского порта Дамиетта на Средиземноморье. Там намечается создать зерновой хаб с поэтапным доведением объема единовременного хранения зерна до 7 миллионов тонн. В январе текущего года я встречался с министром внутреннего снабжения и торговли Египта господином Халедом Ханафи по этому вопросу, и он весьма благосклонно отнесся к варианту российского участия в реализации этого проекта. С учетом того, что у египетской стороны пока нет ТЭО (технико-экономическое обоснование — ред.) проекта, в настоящее время российским специализированным консорциумом готовится предложение по концепции создания хаба в Дамиетте, которое затем будет представлено на заключение в Министерство внутреннего снабжения и торговли Египта.
— Когда может быть сформировано предложение?
— Мы надеемся, что это произойдет летом этого года.
— Может ли в проекте принять участие РФПИ?
— Если концепция, предложенная российской стороной, будет принята египетскими друзьями, то вопрос финансирования проекта со стороны российских финансовых институтов станет весьма актуальным. С этой точки зрения весьма логичным стало бы обращение российского консорциума за содействием и в РФПИ.
— Египет и РФ активно прорабатывают вопрос организации российской промышленной зоны в районе Суэцкого канала. Когда уже может быть начата работа и на какой стадии все сейчас?
— Есть договоренности, что стороны должны выйти на подписание межправсоглашения о создании российской промзоны к февралю 2017 года.
Предложение о создании российской промзоны, сделанное ранее президентом Египта Абдель Фаттахом ас-Сиси, было принято с интересом российским деловым сообществом, и его реализация несомненно способствовала бы распространению российской инженерной школы в стране.
Проект курирует Минпромторг России, за прошлый год организовано посещение Египта пятью делегациями российских экспертов, которые ознакомились с несколькими египетскими предложениями по расположению российской зоны. Наибольший интерес для нас представили три точки рядом с портовыми городами Александрия, Порт-Саид Восточный и Айн Сохна. Эти адреса сейчас изучаются российскими специализированными компаниями во взаимодействии с Минпромторгом РФ. Вопрос достаточно серьезен с технической точки зрения, так как наши предприятия заинтересованы в том, чтобы район размещения зоны был максимально приближен к инженерным коммуникациям и транспортной логистике. Надеюсь, что в ближайшие месяцы будет сделан вывод, где должна располагаться российская промзона.
— Давайте обратимся к ТЭК. Египет приглашал нефтегазовые компании России принять участие в тендерах по разведке и добыче углеводородов. В каких проектах предлагается принять участие? Получили ли российские нефтегазовые компании предложение Египта и выразил ли кто-то уже заинтересованность?
— Подобная информация регулярно передается российской стороне по различным каналам, дипломатическим в том числе: через торгпредство и посольство РФ в Каире, через посольство Египта в Москве. Например, только в прошлом году торгпредством были получены из министерства нефти Египта и переданы в российские профильные организации 11 египетских предложений о разработке углеводородов.
На данный момент наиболее проработанным является предложение о строительстве терминала углеводородов в зоне Суэцкого канала. С российской стороны в этом проекте намечается участие компании "Роснефть".
— То есть "Роснефть" изъявляет желание строить там углеводородный терминал?
— Да. Через торгпредство ведется подготовка переговоров "Роснефти" с администрацией Суэцкой экономической зоны, которая, как выяснилось, будет отвечать за работу с российской стороной по этому проекту.
— А вообще египтяне заинтересованы в покупке российского СПГ?
— Да, интерес есть. Прорабатываются поставки и по линии "Газпрома", и по линии "Роснефти". Причем эта работа ведется с учетом того, что в прошлом году итальянская Eni открыла в египетских территориальных водах Средиземного моря крупное газовое месторождение Зохр, с которым египетское правительство связывает большие надежды на самообеспечение газом.
Этот проект хоть и крупный, но находится в начале пути: итальянскими специалистами пробурена только одна скважина, и предстоит большая работа для того, чтобы выйти на промышленное производство газа. В предстоящие как минимум пять лет Египет будет заинтересован в поставках газа из-за рубежа.
Кстати, первая поставка СПГ в Египет по линии "Роснефти" состоялась в начале мая 2016 года, согласно соглашению с Egyptian Natural Gas Company от 2015 года.
— А что насчет НОВАТЭКа, у которого первые поставки СПГ начнутся в следующем году?
— НОВАТЭК — компания, хорошо известная в Египте. Она длительное время присутствовала на египетском рынке, но в связи с известными местными событиями 2011 года отошла от операций в АРЕ. Будем надеяться, что в ближайшее время компания вернется к этому бизнесу.
— В ноябре 2015 года между РФ и Египтом было подписано соглашение, касающееся сооружения "Росатомом" первой египетской АЭС в районе Дабаа. Уже неоднократно говорилось, что соглашение о строительстве АЭС может быть подписано в ближайшее время. Когда может начаться строительство АЭС?
— Строительство атомной станции — это большой комплекс, в том числе подготовительной работы. В настоящее время завершается согласование коммерческого контракта по проекту. На стройплощадке находятся несколько десятков российских специалистов, которые осуществляют мероприятия в рамках подготовки нулевого цикла работ.
— Уже не раз сообщалось, что Россия профинансирует строительство АЭС, выдаст Египту на эти цели кредит.
— Это будет государственный кредит на длительный период на условиях, выгодных для обеих сторон.
— Как продвигается сотрудничество РФ и Египта в железнодорожной сфере?
— Правительство Египта с большим интересом относится к теме модернизации железнодорожного транспорта страны и рассматривает ее как ключевую составляющую развития транспортной системы всего Африканского континента.
На данный момент в двустороннем сотрудничестве на этом направлении наиболее продвинулся российский "Трансмашхолдинг", который интересен Египту как единая организация, состоящая из 14 предприятий и производящая практически всю линейку продукции железнодорожного транспорта: от локомотивов, трамваев, метропроездов до пассажирских и грузовых вагонов. В декабре 2015 года был подписан меморандум между "Трансмашхолдингом" и "Египетскими железными дорогами" (государственный холдинг — ред.). Речь идет о возможных поставках в Египет пассажирских вагонов, а в перспективе — локомотивов, метропоездов, трамваев и т.п.
— "Уралвагонзавод" ранее заявлял о возможности локализации производства в Египте. На какой стадии этот проект?
— Речь шла о поставках грузовых вагонов в Египет. По запросу компании торгпредство провело встречи в местных профильных организациях, из которых следует, что в ближайшие 1,5-2 года египетская сторона не планирует обновлять парк грузовых вагонов. Тем не менее мы считаем, что данное направление сотрудничества является перспективным, и будем отслеживать развитие вопроса.
— Хотелось бы узнать о взаиморасчетах в нацвалютах между РФ и Египтом. Об этом активно разговаривали в 2015 году, в этом же году тема сошла на нет. На какой стадии сейчас переговоры по этому моменту? Обсуждали ли этот момент центробанки двух стран?
— Предложение о применении взаиморасчетов в национальных валютах было сделано полтора года назад Министерством туризма Египта, которое посчитало возможным задействовать нацвалюты прежде всего для упрощения взаиморасчётов при сопровождении туристических услуг.
Затем идея применения нацвалют распространилась и на другие направления сотрудничества, в частности на традиционную торговлю. Эта тема представляет интерес для изучения обеими сторонами, однако проект технически сложен. Как известно, у России есть опыт применения взаиморасчетов нацвалют, например в отношениях с Китаем. Поэтому у этого направления есть перспективы, но для его реализации необходимы регулярные рабочие контакты сторон на экспертном уровне.
— Каковы сейчас перспективы создания зоны свободной торговли между Египтом и странами ЕАЭС? На какой стадии ведутся переговоры и когда может начаться беспошлинная торговля между странами?
— Инициатива в этом вопросе принадлежит египетской стороне. В прошлом году в Каире прошло первое заседание совместной исследовательской группы (СИГ) по изучению вопроса о целесообразности заключения соглашения о свободной торговле Египта с Евразийским экономическим союзом.
По мнению экспертов, главное — определить возможные риски сторон по результатам введения режима свободной торговли. Мы надеемся, что при условии активного взаимодействия сторон основное решение по проекту может быть достигнуто к началу следующего года.
— Последняя тема, о которой хотел бы поговорить, — это туризм. Россия в конце 2015 года временно приостановила авиасообщение с Египтом. Насколько сильно это отразилось на египетском бизнесе?
— Египетский туристический бизнес, естественно, несет большие потери. Это ни для кого не секрет, об этом публикуются многие материалы в местных СМИ. Большая доля египетской экономики ориентирована на работу с въездным иностранным туризмом, который в лучшие годы давал стране до 15 миллиардов долларов ежегодно.
Сейчас Египет недополучает выручку из-за снижения туристического потока не только из России, но и из других европейских стран. Не рекомендуется посещать Египет туристам из Великобритании, Нидерландов, Италии и других стран.
В результате в первом квартале 2016 года доход египетской туротрасли составил всего 500 миллионов долларов, сократившись практически в 3 раза. Нам понятна озабоченность египетских партнеров, которые надеялись на восстановление авиасообщения с Россией и Великобританией летом этого года, но решение вопроса, похоже, затягивается. В конце апреля 2016 года Египет покинула очередная российская экспертная комиссия по оценке состояния услуг безопасности аэропортов Хургады и Шарм-эль-Шейха, что говорит о том, что стороны активно взаимодействуют для восстановления авиасообщения и туристического обмена.
Однако результаты работы наших экспертов пока не объявлены, но будем надеяться, что большинство вопросов снято и сделан еще один шаг навстречу скорейшему решению вопроса.
— А когда, по вашему мнению, могут быть сняты ограничения?
— Это может произойти после того, как международные, в том числе и российские, эксперты будут удовлетворены уровнем египетских услуг безопасности. Насколько нам известно, Великобритания перенесла открытие авиасообщения с Египтом с лета на ноябрь этого года, что говорит о том, что британские коллеги ждут от египетских партнеров доработки мер безопасности. Будем надеяться, что снятие ограничений произойдет этой осенью.
— Для России одним из условий открытия авиасообщения является выполнение определенных требований Египтом по безопасности. Находясь постоянно в Египте, видите ли вы улучшения в их работе и, соответственно, можете ли рассказать, как для российского туриста будут выглядеть курорты и что изменится в аэропортах Египта в случае восстановления туризма в эту страну?
— Улучшения в работе египетских служб безопасности заметны. В коридорах безопасности аэропортов действует оборудование технического контроля багажа и ручной клади. Сейчас уклониться от технического контроля в аэропортах туристу невозможно.
При посадке непосредственно в самолет часто применяется выборочный личный досмотр. На курортах задействованы военное патрулирование пляжных зон и обязательный досмотр личных вещей при входе в гостиницы. Теперь главное — получить заключения иностранных экспертов по эффективности этих мер безопасности.