Дмитрий Добров, обозреватель Inosmi.ru
Китайские инвесторы продолжают ускоренными темпами скупать активы в Европе и США. По данным фирмы Baker & McKenzie, 2015 год стал рекордным по количеству китайских инвестиций в Европе: они выросли на 27% и достигли объема в 23 млрд долларов.
Наибольшие капиталовложения китайцы сделали в Италии (7,8 млрд долларов), Франции (3,5 млрд), Великобритании (3,3 млрд), Нидерландах (2,4 млрд) и Германии (1,3 млрд). Китайские инвестиции на европейском рынке направляются прежде всего в транспорт и инфраструктуру (7,8 млрд долларов), недвижимость и отели (6,4 млрд), а также в коммуникационные технологии и информатику (2,4 млрд).
В целом по объему китайских инвестиций в годовом исчислении Европа уже опередила США. Всего же с 2000 года китайцы вложили 108 млрд долларов в США и 97 млрд — в Европе.
Франция стала второй европейской страной после Италии по уровню китайских инвестиций. Одной из самых заметных сделок прошлого года стало приобретение аэропорта Toulouse-Blagnac китайским консорциумом Symbiose. Китай завоевывает также туристический и гостиничный рынки: шанхайский инвестфонд Fosun приобрел французского глобального туроператора Club Med почти за 1 млрд евро, компания Jing Jian International — гостиничную сеть Louvre Hotels (сумма сделки около 1,2 млрд евро), а затем купила 11,7% акций группы Accor Hotels. В Италии компания ChemChina приобрела крупнейшего производителя шин Pirelli.
Примечательно, что 65% инвестиций на европейских рынках сделаны китайскими госкомпаниями, в то время как в США наиболее активны частные инвесторы из Китая. Если в Европе китайцы делают упор на активах в отельном бизнесе и транспорте, то в США — на секторе услуг и развлечений.
В Европе интерес китайских инвесторов постепенно сдвигается к Средиземноморью — коммерческой и жилой недвижимости юга Франции, Испании, Италии, Кипра и Греции.
Любопытно, что китайцы среднего достатка начали активно скупать недвижимость в Латвии. Здесь основную роль сыграла заинтересованность в шенгенской визе. Китайцы мало что знают о Латвии, но их привлекают низкие цены и близость к Германии. Не следует забывать и Россию: в Санкт-Петербурге инвестфирма из Шанхая строит жилищный и торговый комплекс "Балтийская жемчужина", рассчитанный на 35 тысяч человек.
Что кроется за инвестиционной активностью китайцев
Аналитики обращают внимание на резкую активизацию процесса по скупке активов в Европе и США: 80% китайских инвестиций на этих двух направлениях были сделаны в последние 4 года. Что на самом деле кроется за "инвестиционной лихорадкой" китайцев? Экономисты считают, что у компаний из КНР накопилось много наличных денег и им крайне необходимо инвестировать их с целью диверсификации своего портфеля. Это тем более актуально, что китайский рынок имеет тенденцию к замедлению роста.
Есть и идеологический аспект: руководство КНР хочет укрепить имидж страны за рубежом. Если раньше китайцы покупали на мировых рынках преимущественно сырье и энергоносители, то сегодня их интерес сместился к более престижным активам — страховым и технологическим компаниям, объектам инфраструктуры, отелям и кинотеатрам.
Европейские аналитики уверены, что скупка зарубежных активов осуществляется при руководящей и направляющей роли Коммунистической партии Китая.
Весьма вероятной представляется гипотеза, что в ожидании глобального финансового кризиса Китай пытается перевести свои гигантские валютные резервы в недвижимость и золото.
Начиная с 2010 года импорт золота в Китай (только через Гонконг) вырос на 700% — со 120 тонн до почти тысячи тонн в год. Реальные данные о запасах золота у китайского государства и частных лиц держатся в секрете. Согласно западным источникам, Китай скупает до 40% золота, поступающего на мировые рынки. Агентство Bloomberg Intelligence оценивает золотые запасы Китая в 2015 году в 3 500 тонн, хотя официально Пекин называет цифру в 1 700 тонн.
"Патриотический капитализм" в действии
Власти Китая поощряют "патриотический капитализм". Среди его наиболее ярких представителей — китайский миллиардер Ван Цзяньлинь, глава корпорации Dalian Wanda Group (стоимость активов — около 100 млрд долларов). Он активно строит мировую торгово-развлекательную империю, включающую недвижимость, коммерческие центры и кинотеатры. Несколько лет назад Ван Цзяньлинь купил в США сеть кинотеатров AMC Theatres за 2,6 млрд долларов, а в марте этого года — сеть Carmike (1,1 млрд долларов), сделав Dalian Wanda Cinemas крупнейшей сетью кинотеатров в мире. Его последнее приобретение в США — киностудия Legendary Entertainment за 3,5 млрд долларов. Не забывает Ван Цзяньлинь и старушку Европу: его проект "Большой Париж" (торговые центры, кинотеатры, отели, тематические парки и кинотеатры) оценивается в 3 млрд евро.
Спорт также становится важным направлением для инвесторов из Китая. В 2015 году Wanda Group купила 20% акций испанского клуба Atletico Madrid, швейцарскую спортивно-маркетинговую компанию Infront Sports & Media за 1,2 млрд долларов, а в этом году стала одним из главных спонсоров ФИФА. Говорят, что Ван Цзяньлиня поддерживает в этом сам председатель КНР Си Цзиньпин, который является большим любителем футбола.
Еще один мастодонт китайского большого бизнеса — глобальная страховая компания Anbang. В марте этого года она купила у американской инвестгруппы Blackstone курортно-отельную сеть Strategic Hotels & Resorts. Кроме того, Anbang приобрела за 1,6 млрд долларов американские страховые компании Fidelity & Caranty Life и US Annuities. Возглавляет гигантский консорциум Anbang практически неизвестный широкой публике миллиардер У Сяохой — один из наиболее близких к руководству КПК "красных капиталистов". Он женат на внучке Дэн Сяопина и связан кровными узами с другими членами китайского руководства. Как пишет китайская пресса, "У Сяохой сражается на деловом фронте с чувством подлинного патриотизма".
Международные рейтинговые агентства смотрят с некоторым скептицизмом на размах китайских зарубежных проектов и опасаются за срыв финансирования. Однако сами китайские инвесторы демонстрируют уверенность, поскольку чувствуют за собой поддержку китайского правительства и компартии.