Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Состоявшаяся в пятницу в Сочи встреча российского президента Владимира Путина и японского премьера Синдзо Абэ если и имеет отношение к нашим Курильским островам, то очень отдаленное. Главная тема встречи была совсем другая, и даже не вполне двусторонняя японо-российская.
Скорее, речь шла о том, как сделать Японию чуть менее "западной" и чуть более самостоятельной, особенно в эпоху возможных перемен в США. Причем инициатива исходила от Токио, а Москва, конечно, не возражает.
И Запад, и Восток
Вы спросите: как же это так, Япония ведь принадлежит к тем нескольким странам "политического Запада", которые пытаются утверждать, что изолируют Россию путем санкций. Ответ: Токио старается одновременно и соблюдать (довольно формально) режим санкций в качестве страны Запада, и быть все-таки страной Востока, чьи главные соседи — Россия и, не забудем, Китай. То есть перед нами почти невозможный цирковой номер государства, оказавшегося в тяжелом геополитическом положении или, точнее, силой загнанного в такое положение.
То, что происходило в Сочи, — не совсем двусторонняя дипломатия, она очень даже глобальная. Поездка японского лидера становится понятнее, если посмотреть на недавний похожий визит японского министра иностранных дел Фумио Кисиды в Китай. Эти два визита очень похожи, и они связаны между собой.
Известно, что с самого 1945 года Япония — страна, не совсем самостоятельная во внешней политике. Она, возможно, имела бы очень неплохие отношения со своими российским и китайским соседями, но как только таковые налаживаются, США одергивают Токио и в очередной раз возвращают Японию к роли союзника, "сдерживающего" Москву и Пекин. Но тогда страдают интересы Японии, и не только экономические.
Не забудем, что у Японии есть территориальные разногласия и с Россией, и с Китаем, которые были бы, возможно, давно решены, если бы не подстрекательская роль США. Но тем более неосмотрительно было со стороны Токио делать сейчас антикитайские заявления насчет территориальных споров между несколькими странами и Китаем в Южно-Китайском море, то есть по сюжету, который к Японии не имеет отношения.
Сейчас гонконгская газета South China Morning Post так оценивает происшедшее в Пекине: визит Кисиды был попыткой минимизации ущерба, поскольку отношения двух стран экономически слишком важны, чтобы доводить дело до нынешней напряженности. А пекинская "Жэньминь жибао" сообщает, что японскому гостю были выдвинуты условия для восстановления нормальных отношений. И, что важнее, он сказал в ответ много слов о том, насколько Китай важен для Японии.
В общем, Токио старается обозначить пределы, за которыми Япония уже не сможет служить орудием американских интересов, и старается поместиться между Западом (то есть США) и Россией с Китаем, так, чтобы всем было относительно хорошо.
А что касается Курил…
Эта работа будет продолжена. В мае в Японии собирается G7, и Абэ, предположим, будет играть там роль человека, наводящего мосты с Москвой и Пекином. Но "семерка" — клуб с ограниченным влиянием, это всего лишь страны Запада, зато осенью в Ханчжоу (Китай) соберется куда более эффективная "Группа двадцати", куда входят Китай и Россия, как и Япония, и прочие члены "семерки". Япония хочет попытаться укрепить самостоятельность, опираясь на оба формата.
Что у нее из этого получится — вопрос сложный. Но нетрудно заметить, что в попытках "сдерживать" Россию и Китай США заигрались, поставив в сложное, если не невыносимое положение и европейцев, и Японию.
Япония в Азии играет ту же незавидную роль, что страны ЕС в Европе: роль жертвы. Очень похожие "украинский кризис" на Западе и кризис с Южно-Китайским морем на Востоке подогреваются США, в результате же страдают американские союзники, которым не дают общаться с Россией и Китаем по множеству важных для союзников вопросов, с риском потерять голоса на любых предстоящих выборах. Вот и премьеру Абэ, говорят, звонил Барак Обама и советовал не ехать в Сочи.
Но что если голоса потеряет партия демократов в США — то есть проиграет президентские выборы в ноябре? Тогда те, кто послушался Барака Обаму и его бывшего госсекретаря Хиллари Клинтон, и подавно окажутся в смешном положении.
Что же касается как-то слабо звучавшего в Сочи вопроса о Курильских островах, то фактически с конца 1990-х годов обеим сторонам было ясно, что Япония их не получит. А сейчас и подавно. Эту проблему несколько лет пытались поддерживать на малом огне японские (да и некоторые российские) журналисты, сочиняя длинные комментарии по поводу тех или иных высказываний должностных лиц в ответ на свои же назойливые вопросы. Потом и эта активность всем надоела, хотя иногда вспыхивает.
Полагаю, что проблемы Курил вообще не существует и российско-японские отношения развиваются независимо от Курил. Хотя давайте посмотрим, чисто теоретически, существуют ли вообще международные прецеденты урегулирования таких вопросов? Лучший из них — это Россия и Китай.
Было ясно, что когда пограничная река принадлежит только одной стороне (а не делится по фарватеру) — это какой-то феномен международного права, который рано или поздно придется приводить в соответствие с прецедентами. Но хотя все это понимали, российско-китайские переговоры на эту тему тянулись почти четыре десятилетия. И пока они шли, две наши страны прошли путь от военных пограничных конфликтов до нынешнего стратегического партнерства, когда ключевые части обществ обоих государств понимают, что вот теперь — пора, с таким соседом можно и нужно заключать соглашения.
Нам с Японией до такого состояния дел явно далеко. Хотя встреча в Сочи как минимум похожа на маленький шаг в нужном направлении.