После госпереворота на Украине активисты "антимайдана", недовольные сменой власти в стране, в знак протеста разбили палаточный лагерь на Куликовом поле в Одессе. Днем 2 мая 2014 года в районе Греческой площади в центре Одессы начались потасовки между активистами "антимайдана" с одной стороны и футбольными фанатами "ультрас" из Харькова и Одессы, а также активистами "евромайдана" — с другой.
Позже беспорядки переместились на Куликово поле — большая драка закончилась разрушением участниками "евромайдана" палаточного городка и поджогом Дома профсоюзов, в котором спрятались представители "антимайдана".
По официальным данным, в ходе майской бойни в Одессе погибли 48 человек: шесть — в районе Греческой площади и торгового центра "Афина" (из них двое умерли в больницах) и 42 — на Куликовом поле и в Доме профсоюзов (трое скончались в больницах). Среди погибших — семь женщин и один несовершеннолетний. Шесть человек скончались от огнестрельных ранений, десять выпали из окон горящего здания и разбились, смерть от ожогов и в результате отравления угарным газом постигла 32 жертвы.
Все погибшие были жителями Одессы и Одесской области, кроме двоих: один из Николаевской области, другой из Винницы. Еще 200 человек получили ранения различной степени тяжести. В число пострадавших попали также 49 милиционеров и 14 бойцов внутренних войск.
В то же время, активисты Куликова поля составили собственный список, в который занесены не 48, а 56 погибших.
Следствие взяло в разработку несколько версий причин беспорядков 2 мая, при этом основной была версия о "провокации радикально настроенных групп". Правоохранители с самого начала приводили доводы, согласно которым вина за поджог Дома профсоюзов лежит на самих "антимайдановцах". По горячим следам МВД Украины распространило сообщение, согласно которому Дом профсоюзов загорелся от бутылок с зажигательной смесью, которые "антимайдановцы" сами бросали с крыши Дома профсоюзов по своим оппонентам.
Служба безопасности Украины допустила, что к событиям в Одессе могли быть причастны спецслужбы РФ. В качестве оправдания этой версии глава главного следственного управления МВД Украины Виталий Сагал через несколько дней после событий заявил об обнаружении экспертами на месте пожара в Доме профсоюзов хлороформа, который якобы стал причиной удушья 32 человек. Тем не менее, в ходе расследования версия о "русском следе" не подтвердилась.
В апреле 2015 года Генпрокуратура Украины представила предварительные результаты расследования дела, заявив, что версия о применении ядовитых сильнодействующих газов, в частности, хлороформа, не подтвердилась.
Слушание уголовного дела относительно одесской трагедии продолжается с ноября 2014 года, однако по разным причинам судебные заседания переносились.
В целом уголовное дело по событиям 2 мая состоит из нескольких эпизодов: о беспорядках и убийствах на Греческой площади, о гибели людей при пожаре в Доме профсоюзов, о ненадлежащем выполнении служебных обязанностей сотрудниками милиции и о халатности пожарных. По информации ГПУ, в суд были направлены три уголовных производства по событиям на Греческой площади, только этот эпизод рассматривается судом. Среди подозреваемых 23 человека, еще 13 человек объявлены в розыск. В уголовном деле фигурируют граждане Украины, России и Белоруссии, 11 из них находятся под арестом. Адвокаты подозреваемых ранее заявляли о некомпетентности следствия и фактически заказном характере обвинения, составленного на основе показаний неблагонадежного лица.
Расследование главного эпизода о событиях возле Дома профсоюзов еще не завершено. Дело против областной милиции тормозится тем, что главный подозреваемый — бывший замглавы одесской милиции Дмитрий Фучеджи — скрывается от следствия. По данным МВД, он находится в Приднестровье, но власти непризнанной республики это отрицают. Дело против пожарных, которые, по версии следствия, несвоевременно выехали на пожар и не предоставили необходимых средств для спасения людей, также не доведено до конца.
В отчете международной консультативной группы Совета Европы по расследованию событий в Одессе, представленном в ноябре 2015 года, говорится, что расследование трагедии Киевом не соответствовало требованиям Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ). Было указано на недостаточный уровень независимости следствия, учитывая наличие доказательств причастности сотрудников милиции к произошедшему, и что недочеты в расследовании подорвали способность властей Украины привлечь виновных к ответственности.
Свою обеспокоенность отсутствием прогресса в расследовании событий 2 мая в Одессе выражали и в Мониторинговой миссии ООН по правам человека.
В Одессе существует несколько общественных организаций, которые изучают трагические события: "Комитет 2 мая", "Группа 2 мая", "Совет матерей 2 мая". При участии общественных организаций проводятся встречи пострадавших и родственников погибших со следователями и властями. В то же время некоторые родственники заявляют, что не верят официальному следствию.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников