Блокировка сайта Sputnik властями Турции стала полной неожиданностью для журналистов международного агентства, которые узнали о случившемся из сообщений посетителей сайта. До этого момента они не получали в свой адрес не только никаких предупреждений, но и каких-либо официальных претензий к публикациям. Удивило и то, что доступ к сайту в стране был перекрыт всего через несколько часов после окончания "прямой линии" с президентом России Владимиром Путиным. О том, как это произошло, РИА Новости спросили главного редактора Sputnik Турция Турала Керимова, с которым беседовал Владимир Ардаев.
— В четверг примерно в 19.50 по местному времени (совпадает с московским) нам стали писать посетители сайта и сообщать, что не могут зайти на него. Мы проверили и увидели, что при попытке перехода на сайт появляется сообщение: "В результате технических проверок и правовой оценки, в соответствии с законом 5651, по решению от 14.04.2016 №490.05.01.2016.-56092 Управлением по телекоммуникациям и связи в отношении этого сайта (sputniknews.com) применяются административные меры".
Утром в пятницу сотрудник Управления по телекоммуникациям и связи подтвердил нам, что сайт действительно заблокирован турецкими властями. И заявил, что, в соответствии с законом, управление не обязано каким-либо образом уведомлять о принятых решениях владельца сайта — как до, так и после блокировки. Позже главе нашего представительства Алене Палажченко сообщили, что блокировка является временной, окончательное решение будет принято судом.
"Мы приняли решение о блокировке сайта, дело направлено в суд. Данная процедура прописана в законе, согласно которому сначала сайт закрывается ввиду того, что на нем размещена какая-либо информация, противоречащая закону, а затем дело направляется в суд. Он принимает окончательное решение: либо сайт снова открывается, либо он продолжает оставаться закрытым", — сказал ей чиновник управления.
— То есть никаких предупреждений, никаких просьб или требований удалить какой-либо контент с сайта вы предварительно не получали?
— Нет, никаких предупреждений либо уведомлений ни по одному каналу связи мы не получали. Располагаем только той информацией, которую получили в результате собственных настойчивых запросов.
— Может, раньше у вашей редакции были какие-то недоразумения, касающиеся содержания сайта?
— Нет, никогда. Никаких недоразумений, попыток давления. И открытого недовольства прямым текстом нам никто никогда не высказывал.
— Тогда с чем может быть связано подобное решение?
— Наш сайт sputniknews.com на турецком языке, как и все сайты агентства Sputnik на всех языках, распространяет информацию в полном соответствии с нормами международного права, соблюдая национальное законодательство, в данном случае турецкое, и все общепринятые принципы журналистской этики и общечеловеческой морали.
Единственная причина, на мой взгляд, может заключаться в информационной политике нашего агентства. Мы предоставляем профессиональную, компетентную, оперативную информацию по всем актуальным и злободневным темам — общемировым, региональным и, в частности, внутренним турецким делам. Часто это альтернативная информация, та, которую местные СМИ стараются обойти стороной, никаким образом не затрагивать.
Возможно, именно такая информационная политика, которая сегодня является неудобной для властей страны, и послужила причиной того, что накануне вечером наш сайт в Турции был заблокирован.
— Какие это темы, например?
— Самая неудобная тематика — сирийский конфликт. Информация о связях правительств некоторых стран с радикальными исламистскими группировками, о бизнесе членов семей высокопоставленных лиц, связанном с Сирией. Это очень болезненные темы, за их "неправильное" освещение турецких журналистов отдают под суд, оппозиционные СМИ закрывают, нередко меняют руководителей изданий.
Плюс наша независимая позиция по отношению к драматическим событиям, которые вот уже несколько месяцев происходят на юго-востоке Турции, где происходят столкновения правительственных войск с курдскими группировками. Там погибли уже десятки мирных жителей. Объективная и непредвзятая информация из этих мест также может неблагожелательно восприниматься турецкими властями.
— Вам поступали какие-либо угрозы? Чувствуете ли вы себя в безопасности?
— Никакой угрозы для себя мы не ощущаем. Более того, когда произошло внезапное обострение турецко-российских отношений, и мы превентивно обратились к властям с просьбой обеспечить нашу безопасность, нам незамедлительно была предоставлена охрана. Повторю: все полтора года, пока существует наш сайт, отношение официальных турецких структур к нам было очень корректным.
— Теперь на сайт Sputnik с территории Турции попасть абсолютно невозможно?
— Не вполне. Нельзя зайти с мобильных устройств и компьютеров, на которых не установлено VPN-соединение (соединение удаленного доступа — Ред.). Наше приложение для мобильных устройств на платформах Android и iOS работает, контент доступен. С компьютеров с VPN-соединением также можно зайти на сайт. Но это, разумеется, очень ограничило нашу аудиторию. Мы начали выкладывать новости в Facebook.
— Вы как-то связываете эту блокировку с "прямой линией" Владимира Путина — ведь проблемы начались буквально через несколько часов после ее завершения?
— Я всегда скептически относился к каким-либо конспирологическим теориям. Скажу только, что Sputnik Турция освещал заявления президента РФ, в том числе и заявления, касающиеся взаимоотношений России и Турции.