Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня".
Правительство Нидерландов определилось. Премьер-министр страны Марк Рютте сообщил в парламенте, как кабинет намерен отреагировать на итоги общенародного консультативного референдума, прошедшего 6 апреля. Подданные королевства выражали свое отношение к Соглашению об ассоциации Евросоюза с Украиной. Официальные итоги были объявлены во вторник: более 61% голландцев сказали "нет" этому документу.
Документ должен быть подписан 31 участником соглашения — это 28 стран-членов ЕС, Совет Евросоюза, Европарламент и Украина. Однако каждое государство может постфактум провести его всенародное обсуждение, что и сделали Нидерланды. В голосовании, организованном в рабочий день, приняли участие немногим более 30% населения, что позволило преодолеть квоту явки и признать плебисцит состоявшимся. Референдум был консультативным, его итоги парламент и правительство де-юре учитывать не обязаны.
"У нас есть три варианта. Первый: кабинет министров откажется учитывать результаты референдума. Это не тот вариант, который выбирает правительство. Второй: кабинет полностью учтет итоги голосования и откажется от ратификации. И это не тот вариант, который выбирает правительство. Третий вариант: мы попытаемся что-то сделать с учетом того, что большинство избирателей проголосовало против. Но если нам не удастся договориться в ближайшие несколько месяцев, до лета сформулировать поправки, то мы не подпишем соглашение", — сказал Рютте.
Между евробюрократами и своим населением
Мало кто предполагал, что власти Нидерландов выберут первый из перечисленных вариантов — накануне референдума премьер лично пообещал, что итоги голосования будут учтены. К тому же приближающиеся парламентские выборы не позволяют властям игнорировать мнение избирателей.
Второй вариант, о котором упомянул Рютте, выглядит наиболее драматичным и почти таким же нереальным, как и первый. Отзыв ратификации обрушивает уже действующее соглашение и ставит и Европейский союз, и сами Нидерланды в чрезвычайно сложное положение, грозя окончательно испортить отношения этой страны с европейскими партнерами. Нидерланды уже во второй раз становятся для Брюсселя серьезной помехой в реализации стратегических решений. Несколько лет назад в результате референдумов, проведенных в двух странах — Нидерландах и Франции, — было обрушено принятие единой европейской конституции.
"Правительству Нидерландов предстоит мучительный процесс согласования предложений по поправкам в соглашение со всеми политическими силами страны. После этого — новый референдум, положительные итоги которого должны подкрепить позицию властей страны при их обращении в Брюссель, где начнется очередной, еще более долгий этап — согласование выработанных предложений со всеми остальными 30 участниками соглашения. На практике это означает подвешивание вопроса на неопределенное время", — утверждает председатель президиума НПО "Совет по внешней и оборонной политике" Федор Лукьянов.
Он напоминает, что наиболее непримиримые голландские евроскептики вроде "Партии свободы" Герта Вилдерса с самого начала выступали против подписания Нидерландами этого соглашения в любом виде, и договориться с ними правительству будет крайне трудно, если не сказать — невозможно. Поэтому уже на первом этапе процесс может безнадежно забуксовать.
Между тем, Марк Рютте обозначил крайний срок для проведения консультаций, который истекает нынешним летом. Если договориться не удастся, правительству Нидерландов придется или зачеркивать подпись под соглашением, или уходить в отставку.
"Украина тут ни при чем"
Жители Голландии, явившиеся на референдум, проголосовали не против ассоциации с Украиной, а против того механизма принятия решений, который сегодня действует в Евросоюзе, считает Федор Лукьянов.
"Разве те люди, которые говорили "да" или "нет", отвечая на вопрос референдума, читали текст этого соглашения? Уверен, что нет. Украина тут вообще ни при чем. Они просто так отреагировали на очередное решение Брюсселя: мол, опять нам что-то навязывают, а нас не спросили — вот наш ответ. Сыграл свою роль и миграционный кризис — опять-таки безотносительно к Украине. Просто для обывателя сближение с очередной страной, переживающей экономический кризис, означает новый приток "чужих", — говорит он.
"У голландцев возобладала обычная мелкобуржуазная психология, столь характерная для благополучной страны: зачем Евросоюзу, и без того переживающему трудные проблемы, дополнительная обуза в виде Украины? Кроме того, многие, хотя и не вникают особенно в детали, но понимают, что соглашение об ассоциации с Украиной осложняет отношения с Россией, а Нидерланды один из главных инвесторов в Россию среди стран Европы. У большинства проголосовавших, скорее всего, нет какого-то общего политического восприятия ситуации, они просто не хотят новых проблем", — считает профессор факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Алексей Портанский.
Он не исключает, что пример нидерландского референдума может оказаться заразительным и для некоторых других стран Европы — особенно тех, где наиболее активно начинает преобладать евроскепсис.
Федор Лукьянов, напротив, полагает, что подобное вряд ли произойдет, поскольку "всё уже случилось" — голландский референдум нанес соглашению ощутимый удар.
Из соглашений бывают исключения
По мнению Федора Лукьянова, последствия плебисцита в Нидерландах будут "вязкими и топкими" — бесконечные согласования поправок в соглашение уходят в неясную перспективу, а тем временем зона свободной торговли Украины с ЕС уже действует и будет продолжать действовать, постепенно меняя временный статус на постоянный. Не исключено, что Брюссель пойдет еще на какие-то шаги сближения с Украиной — например, разрешит украинцам безвизовый въезд в страны Европейского союза, что окончательно успокоит Киев.
Не исключен и другой вариант развития событий, который привел Алексей Портанский. Нидерланды могут выторговать себе особые условия либо на самом деле выйти из действующего соглашения, заключив с Украиной свой отдельный договор об ассоциации.
На то, что Украина и Нидерланды могут в итоге выйти на двухсторонний уровень ассоциации, указал неделю назад и старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко.
"Подобная технология в Евросоюзе предусмотрена, однако она существует только на бумаге, ни разу не была опробована. В результате возникает достаточно серьезная неопределенность — и политическая, и экономическая. Которая, тем не менее, окажет серьезное влияние как на ситуацию в самой Украине, так и на отношения Киева с Брюсселем", — сказал он.