Александр Хроленко, обозреватель МИА ”Россия сегодня”
8 апреля власти американского штата Южная Каролина предъявили в окружном суде иск федеральному правительству, чтобы добиться выполнения российско-американских договоренностей об утилизации излишков оружейного плутония способом, который был согласован Москвой и Вашингтоном. Власти США должны были построить предприятие по переработке избытков американского плутония в смешанное оксидное топливо для атомных электростанций. Объект по изготовлению МОКС-топлива (в Саванна-Ривер) готов примерно на 70 %. Строительство отстает от графика на 12 месяцев. Власти Южной Каролины требуют либо выполнить договор — то есть достроить и ввести в эксплуатацию завод по утилизации, — либо выплатить компенсацию.
Сооружение промышленного объекта началось в 2007 году, и планировалось, что 2016 году предприятие вступит в строй. Однако проект показался Вашингтону слишком расточительным. И американское Национальное управление по делам ядерной безопасности (НУЯБ) решило просто разбавлять плутоний ингибиторами (вещества, задерживающие течение физико-химических реакций) и далее — хранить в специальных контейнерах в Карлсбаде (штат Нью-Мексико). Таким способом американские атомщики экспериментально утилизировали уже более 4 тонн плутония. Свое решение исполнительная ветвь власти США закрепила в проекте федерального бюджета на 2017 год, который был направлен на рассмотрение конгресса в феврале 2016 года.
Технологическое сопротивление
16 марта на слушаниях конгресса по запросам Национального управления по делам ядерной безопасности США сенатор от штата Южная Каролина Линдси Грэм и замминистра энергетики по вопросам ядерной безопасности генерал-лейтенант Франк Клотц дискутировали о правомерности смены способа утилизации. Диалог сенатора и замминистра вкратце выглядел так:
— У нас нет соглашения о смене курса (способа утилизации) с Россией… Смотрите, я понимаю это следующим образом. Мы полностью меняем программу, затем мы приходим к русским и ставим их перед фактом, спрашивая: все в порядке? Это и есть ваш план?
— Это — план.
— Паршивый план. Это самый идиотский план, который можно только вообразить. Сменить курс и надеяться, что русские с этим согласятся… В 2001-м мы приняли решение отказаться от стратегии, в 2014-м или в 2010-м мы подписали с Россией соглашения об утилизации 44 тонн, в 2016 году у нас есть 8 зданий стоимостью в $5 миллиардов, готовых на 70%, и мы останавливаемся, чтобы начать все сначала. Это и есть план? Что мы будем делать с заводами?
— Нам нужно подождать и посмотреть…
— Спасибо.
К этому можно добавить, что генерал-лейтенант Франк Клотц на слушаниях отдувался за тех, кто принимает решения на более высоком уровне.
Совпадение интересов
Именно это стало причиной неприезда Путина на саммит по ядерной безопасности в Вашингтоне. Россия не считает правильным укреплять своим присутствием систему неравной ответственности.
Приостановка работ в Саванна-Ривер и отказ от утилизации плутония производственным способом (с последующим сжиганием в реакторах электростанций) встретили сопротивление не только России и Южной Каролины. Несколько членов конгресса направили письма о пересмотре планов президенту США Бараку Обаме и министру энергетики Монису. Итог "плутониевого движения" непредсказуем. Сегодня у США, Минэнерго и НУЯБ нет жизнеспособной и юридически санкционированной альтернативной технологии утилизации плутония. Однако в сфере утилизации плутония Вашингтон обязан согласовывать свои действия с Москвой, иначе могут возникнуть новые риски стратегической стабильности.
Выхолащивание договоренностей
Весной 2014 года на слушаниях в палате представителей конгресса США министр энергетики подтвердил желание вашингтонской администрации "законсервировать" строительство объекта по утилизации излишков американского плутония, несмотря на неизбежное в этом случае "повторное открытие диалога" с Россией.
Протокол к российско-американскому межправительственному соглашению об утилизации излишков плутония (по 34 тонны с каждой стороны) заключен в 2010 году. Свои подписи под протоколом поставили министр иностранных дел России Сергей Лавров и госсекретарь США Хиллари Клинтон. В распространенных внешнеполитическим ведомством США справочных материалах отмечено, что утилизацию плутония Москва и Вашингтон собираются начать к 2018 году и будут стараться действовать параллельно.
Генпрокуратура Южной Каролины в своем иске принципиально отметила, что единственным способом действий является утилизация облучением плутония в качестве топлива в ядерных реакторах. Или любыми другими способами — по согласованию сторон (в письменном виде). От уничтожения плутония методом сжигания (облучения) американцы отказались и сейчас фактически пытаются спрятать начинку для ядерных боеголовок.
Разбор дела в суде по иску прокурора Южной Каролины состоится 25 апреля. Ответчиками являются Министерство энергетики США и входящее в его структуру Национальное управление ядерной безопасности (НУЯБ), а также лично их руководители. Здесь интересы России и штата Южная Каролина совпадают.