Павел Гайков, для МИА "Россия сегодня"
Открытие первое: необычный юбилей
В этом году студия Уолта Диснея отметит скромный юбилей — 10 лет назад компания совершила историческую сделку со студией Pixar. Непримиримые идейные враги к удивлению внешних наблюдателей и негодованию многих сотрудников объединились под одной крышей. Руководство анимационным подразделением Диснея перешло к людям из Pixar, которые до этого ярким взлетом компании смогли убедить в правильности своего подхода к анимации.
Сегодня Дисней — снова безусловный лидер мирового рынка анимации, а каждая работа студии привлекает не только зрителей, но и профессионалов индустрии. Каждый раз зрители задаются одним вопросом: "Как им это удалось?!"
В России только что отгремел "Зверополис". Он стал самым успешным мультфильмом в новейшей истории нашего проката, а из художественных уступил только "Аватару". И сразу же на смену лидеру проката приходит "Книга джунглей".
Формально этот фильм не имеет отношения ни к Disney Animation, ни к Pixar: производством занималось основное кинематографическое подразделение студии — авторы "Железного человека" и "Пиратов Карибского моря". Но философия Pixar здесь чувствуется в каждом кадре.
"Книга джунглей" больше не весёлый и незамысловатый мультфильм про поющих зверей, каким его принято воспринимать за рубежом, а большое эпическое полотно для универсального зрителя безотносительно его возраста, пола и социального происхождения.
Это кино никого не оставит равнодушным. Дети увидят здесь весёлую и красивую сказку, взрослые найдут философские размышления о гармонии человека и природы и о том, что делать с врожденной тягой хомо сапиенс к исследованиям и открытиям — пресловутому "красному цветку". Всё это было, конечно, ещё у Киплинга. Но в этой "Книге" технологии и реализация важны не меньше.
Открытие второе: потрясающие технологии
Главное впечатление от новой "Книги джунглей" — будто смотришь документальное кино о дикой природе: походка, мимика и повадки зверей переданы с мельчайшими деталями. И это при том, что практически единственный реальный персонаж, побывавший на съёмках и попавший на экран, — это исполнитель роли Маугли маленький Нил Сетхи.
На площадке он был вынужден задействовать весь потенциал своей детской фантазии: в окружении декораций он общался с куклами-маппетами и статистами в габаритных синих костюмах, которые сразу же в режиме реального времени отражались на экране уже в виде смоделированных зверей — Багиры, Акеллы, Балу, Каа.
В общей сложности для этого фильма было создано 70 уникальных животных, которых внешне не отличишь от реальных. Над их разработкой, а также над созданием ста миллионов листиков, травинок, солнечных бликов и прочих природных элементов трудился коллектив из 800 художников и специалистов по визуальным эффектам.
Среди студий, принимавших участие в работе, есть и знаменитая Weta Digital Питера Джексона, создававшая самые прорывные фильмы наших дней, включая "Аватар" и "Властелина колец".
Результат этого большого труда не просто выдерживает конкуренцию с любым высокотехнологичным фильмом современности, но действительно удивляет.
Открытие третье: музыка возвращается
Для российского зрителя возможно это и не так существенно, как для заокеанского, но всё равно значимо. Этот фильм — римейк музыкального мультфильма 67-го года той же студии "Дисней", на котором выросло несколько поколений, включая режиссёра нынешней картины Джона Фавро, он родился за год до выхода мультфильма на экраны.
Создатели новой "Книги джунглей", конечно же, пользуются феноменом популярности старого мультфильма. Они по очереди выводят на экран знакомых персонажей, узнаваемые мизансцены и музыкальные композиции, играют на ностальгии взрослых зрителей.
Открытие четвертое: эффект внезапности
Про музыку имеет смысл сказать еще пару слов. Оригинальный саундтрек записан с симфоническим оркестром, что, конечно же, никого уже не удивляет. Но вот используется в фильме саундтрек совсем нетипично для диснеевских работ.
Музыка появляется редкими вкраплениями, подбирается к зрителю аккуратными нотками, чтобы взорваться на пару минут ярким музыкальным номером и снова резко исчезнуть, как будто все это зрителю почудилось, что еще больше усиливает документальный эффект мультфильма.
Открытие пятое: знакомые голоса
Другой козырь — это озвучание, в котором приняли участие голливудские звёзды первой величины. В нашем прокате их голоса тоже можно будет услышать. В полусотне кинотеатров России и стран СНГ "Книга джунглей" появится также ограниченным тиражом в оригинале и с субтитрами.
Это еще одно интересное киновпечатление: услышать, как Скарлетт Йохансон шипит за питона Каа, зомбируя и обволакивая своим голосом глупого человеческого детёныша, или как Балу — Билл Мюррей — весело дурачит Маугли гедонистическими сказками, чтобы поживиться мёдом за его счёт.
Словом, создатели новой "Книги джунглей" не просто проделали титаническую работу.
Они, во-первых, создали фильм, который имеет смысл смотреть в кинотеатре и именно в 3D, на огромном экране IMAX и с идеальным звуком. Уникальные технологии фильма сами по себе являются защитой от пиратов.
А во-вторых, они сделали так, чтобы этот мультфильм с одинаковым восторгом принимался и детьми, и взрослыми и чтобы каждый мог с радостью идентифицировать себя с маленьким мальчиком, попавшим в восхитительно прекрасный и опасный мир первозданной природы.
Просто кто-то из зрителей погрузится в этот мир впервые, а кто-то вспомнит, с какими чувствами вступал в эти джунгли десятки лет назад.