Перекрестный год культурного туризма России и Франции откроется торжественной церемонией в Большом театре во вторник. В преддверии открытия заместитель министра культуры Российской Федерации Алла Манилова рассказала в интервью РИА Новости о ключевых событиях года, "выставке-сюрпризе" в Музеях Московского Кремля и предложении французской стороны о музеях и памятниках-побратимах.
— Кажется, в истории еще не было перекрестного года именно культурного туризма. Почему было принято такое решение?
— Сегодня будет дан официальный старт перекрестному году культурного туризма России и Франции. Торжественная церемония состоится в Большом театре перед концертом Национального оркестра Капитолия Тулузы.
Впервые этот тематический год называется так. Это, конечно, неслучайно, потому что надо вспомнить, что первым в мире опытом перекрестных годов туризма был опыт России и Китая в 2012-2013 годах. А первым европейским опытом — перекрестный год туризма России и Италии в 2014 году. В прошлом и в этом году зафиксирована большая активность наших европейских партнеров. И одновременно в один день, 5 апреля, откроются сразу два года туризма. Это совпадение. В Мадриде откроется год туризма Россия — Испания, а в Москве на сцене Большого театра состоится церемония открытия года культурного туризма Россия — Франция.
Тематика "культурный туризм" была предложена французской стороной, и Россия поддержала такой подход. Понятно, что Россия и Франция относятся к мировым супердержавам в сфере культуры, и, конечно, культурный контент будет доминировать в программе этого года. Когда мы говорим о культурном туризме, мы в первую очередь исходим из общего понимания, что туризм это уникальный и самый эффективный в мире инструмент популяризации культурного наследия, популяризации наших культурных и духовных ценностей, сегодняшней культуры и искусства.
— Какие ключевые мероприятия ждут Россию и Францию в год культурного туризма?
— Среди центральных мероприятий года будут, конечно, презентации наших главных культурных маршрутов во Франции и французских в России. При этом акцент будет сделан не на столицы. Это децентрализация туристских потоков. Вывод туристских потоков из Парижа, Москвы, Санкт-Петербурга и распределение их по регионам стран.
Для России этот вопрос принципиальный. Наша страна огромна, наша культура соткана почти из двухсот культур, окрашенных исторически, этнически, этнографически. Для нас очень важно показать это культурное разнообразие миру, показать его таким странам большой культуры, как Франция.
И, конечно, Франция хочет того же, хочет, чтобы ее культурное достояние, наследие, выходящее за пределы столицы и крупных городов, стало предметом интереса для российского туриста.
Когда мы говорим об этом направлении, здесь, конечно, будут наши маршруты культурно-познавательного туризма, такие как "Русские усадьбы", что очень интересно туристам из Франции. Что такое усадебная культура, почему в усадьбах рождались и жили гении? Чайковский, Рахманинов, Толстой, Римский-Корсаков — этот список бесконечен. И в этом же направлении наши мегамаршруты, связанные с историей Первой мировой войны и с военной историей в целом.
Еще одним направлением станет презентация наших малых городов. Ассоциации малых туристских городов России и Франции должны подружиться, стать партнерами. Общей у нас будет и работа ассоциаций самых красивых деревень. Ведь мы создали при министерстве культуры ассоциацию самых красивых деревень не так давно, как раз опираясь на опыт Франции.
Возможно, самой сложной задачей, которую мы взяли вместе с французами на себя и считаем, что мы эту задачу обязаны были поставить, — создание новых трансграничных маршрутов. То есть тех маршрутов, которые будут общими и которых никогда не было в российско-французских туристских потоках. Это маршруты, связанные с нашей совместной историей, как с историей искусства, так и с военной.
То есть фактически это маршруты, которые можно назвать так — "Русский след во Франции" и "Французский след в России". Мы хотим, чтобы к 2017 году такие маршруты были сформированы, чтобы мы могли их уже презентовать. Мы планируем провести в этом году в Париже встречу экспертов, которые обсудят подходы к созданию таких маршрутов.
— А какие крупные выставки запланированы в рамках года?
— В октябре этого года Фонд Луи Вюиттона откроет выставку "Собрание С. И. Щукина. Государственный Эрмитаж — Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина", которая соберет произведения из коллекции мецената. Конечно, это будет событием мирового масштаба.
Столь же беспрецедентная выставка готовится Музеями Московского Кремля, и французская сторона делает все, чтобы эта выставка состоялась. Не буду раскрывать детали, это пока секрет. Но сюда приедут французские шедевры, которые никогда не покидали пределы Франции. Эта выставка будет совершенно мировым явлением. Она пройдет в 2017 году. Будет много и других выставок, концертов и так далее. Также будет очень много взаимных активностей в киносфере.
Французы вообще очень креативны, и они проявили эту креативность в формировании программы. Они предложили, чтобы такое понятие, как города-побратимы, распространилось на наши памятники, наши культурные институции. Это очень важное предложение. Чтобы побратимами стали наши дворцы, наши музеи, наши памятники.
Потому что из этого побратимского движения вырастают те горизонтальные связи в культуре, которые являются, если мы сравним наше культурное сотрудничество с деревом, корневой системой. Чем больше прямых связей между нашими культурными учреждениями, институциями, в том числе и негосударственными, тем крепче и шире связи наших культур, наших людей.
— Насколько мы знаем, в следующем году Международный Петровский конгресс впервые пройдет за пределами России. Почему было принято такое решение?
— Да, в марте следующего года мы планируем провести в Париже еще одно мегамероприятие по своему значению — Международный Петровский конгресс, который впервые выйдет за пределы России, за пределы Санкт-Петербурга.
Конгресс, который мы с нашим знаменитым соотечественником, писателем Даниилом Граниным уже вместе проводим почти десять лет. Также вместе с Михаилом Борисовичем Пиотровским и другими выдающимися деятелями российской культуры. Почему мы проведем его в Париже — в следующем году исполняется 300 лет Великому посольству Петра I во Франции.
— Политическая ситуация как-то сказывается на проведении конгресса?
— Это конгресс, в который входят все европейские страны, вне зависимости от политической конъюнктуры. Туда входят в том числе США, Великобритания,
Нидерланды, Польша, Дания, Австрия, Бельгия, Португалия, Испания, Италия и другие.
И никакая политическая конъюнктура абсолютно не мешает проведению этого конгресса. Напротив, каждый год присоединяются новые страны. Они представлены мощнейшими культурными институтами, такими как университет Сорбонна во Франции, Венский университет, университет Гронингена в Нидерландах и другие.
Конечно, в год культурного туризма обе страны ставят перед собой и прагматические цели. Когда мы говорим о туризме, не может быть иначе. Кроме сближения наших народов, кроме сближения наших культур, это и прагматические цели, потому что туризм это не только значительная часть гуманитарной сферы, это и мощнейшая отрасль экономики.
Конечно, и Россия и Франция рассчитывают на то, что практическим итогом этого года будет решительный рост взаимных туристских потоков, который принесут и серьезные экономические вливания в экономики наших стран.