МОСКВА, 31 мар — РИА Новости. Президент Сирии Башар Асад считает, что перемирие в стране удалось, поскольку многие группировки согласились сложить оружие и перейти к политической деятельности. Официальный Дамаск готов принять любого боевика, который хочет сложить оружие и избежать дальнейшего кровопролития в Сирии. Асад отмечает большие успехи России в борьбе с терроризмом в Сирии и считает, что сохранение военного присутствия Москвы соответствует интересам сирийцев. О своем видении процесса примирения в стране и роли России действующий президент Сирии рассказал в интервью РИА Новости.
Читайте полный текст интервью с Башаром Асадом >>
Перемирие в Сирии: лучше, чем ждали
Режим прекращения огня в Сирии вступил в силу 27 февраля. Перемирие не распространяется на запрещенные в России и ряде других стран террористические организации "Исламское государство", "Джебхат ан-Нусра" (сирийское подразделение "Аль-Каиды") и другие формирования, признанные Советом Безопасности ООН террористическими.
Перемирие в Сирии проходит лучше, чем ожидалось, и его можно оценить на "хорошо", поскольку многие группировки в стране согласились сложить оружие, считает президент Сирии Башар Асад.
"Перемирие относительно удалось. То есть, оно было лучше, чем ожидали многие… Ведь было ожидание, что перемирие провалится. Мы можем сказать, что успех перемирия можно оценить на "хорошо" или даже чуть больше, чем на "хорошо", — заявил Асад в интервью РИА Новости.
"Но есть такое предложение, чтобы исправить эту ситуацию: каждая организация или группировка, принимающая перемирие, соглашающаяся на диалог с российской ли стороной, или с сирийским государством, — такие группировки мы будем считать перешедшими от терроризма к политической деятельности", — заявил он.
По словам Асада, "ускорение процесса примирения, налаживание связей с боевиками, которые хотят сдать оружие или бороться с терроризмом совместно с сирийским государством и с друзьями, которые поддерживают сирийское государство, в первую очередь, Россией и Ираном — это более важная задача, чем классификация террористических организаций".
"Для нас как для государства существует такой общий подход: мы готовы принять любого боевика, который хочет сложить оружие, чтобы вернуть ситуацию в нормальное русло и избежать дальнейшего кровопролития в Сирии", — подчеркнул он.
Военная поддержка РФ нужна сирийцам
Сирийцы не заинтересованы в том, чтобы военное присутствие РФ в Сирии прекратилось сейчас или в будущем, борьба с терроризмом еще не закончилась, уверен Башар Асад.
"Это суверенное право, которое существует во многих государствах мира. Поэтому никто не может этого запретить за исключением случаев, непосредственно предусмотренных конституцией, которая гласит, что это государство не может пригласить силы иностранного контингента на свою территорию. Сейчас такой конституции (в Сирии — ред.) нет. И я не думаю, что сирийское общественное мнение заинтересовано в том, чтобы поддержка России прекратилась сейчас или в будущем, и, как следствие, российский контингент был бы выведен", — сказал Асад в интервью РИА Новости, комментируя предложение спецпосланника ООН Стаффана де Мистуры к сторонам "Женевы-3" заявить о недопустимости присутствия в стране иностранных военных.
По итогам третьего раунда межсирийских переговоров де Мистура обнародовал документ из 12 объединяющих принципов. Представители правительства и оппозиционеры будут их изучать. Предполагается, что к началу следующего раунда они дадут согласие или выступят с поправками.
Сирия по-прежнему находится "в самом сердце битвы, которая еще не закончилась", отметил президент Сирии. Поэтому, по его словам, численность российского контингента, дислоцированного на авиабазе "Хмеймим", "должна быть пропорциональна уровню распространения терроризма в Сирии".
"Терроризм еще силен. Верно, что мы совместно с российскими силами достигли успехов в деле уменьшения масштабов терроризма. Тем не менее, он еще силен: еще есть добровольцы, прибывающие из-за границы, Турция продолжает поддерживать терроризм, а также Саудовская Аравия и другие государства. Поэтому нельзя, чтобы численность дислоцированного там (на базе — ред.) контингента была меньше необходимой для борьбы с терроризмом", — отметил Асад.
По его словам, после того, как терроризм будет полностью сокрушен, "тогда будет другой разговор". Президент Сирии уверен, что при необходимости Москва сама сократит не задействованный ею контингент.
Дамаск высоко оценивает военную помощь России в борьбе с "Исламским государством" (запрещено в РФ). По мнению Асада, сравнение фактической ситуации в Сирии во время действия американской коалиции и после начала операции ВКС РФ доказывает, что Россия достигла больших успехов и смогла нанести террористам существенный урон.
Отвечая на вопрос, как он оценивает военные успехи ВКС РФ в борьбе с террористами в Сирии, Асад ответил, что "факты находятся "на земле". "Давайте проведем простое сравнение. Какова была ситуация до начала операции ВКС России в Сирии, когда созданная более полутора лет назад западная коалиция действовала "на земле"? Терроризм расширил свое присутствие, заняв большую часть территории Сирии и Ирака. Какой же стала ситуация спустя шесть месяцев с момента начала российской операции в Сирии? Силы террористов начали отступление, особенно, ДАИШ (запрещенная в РФ террористическая группировка "Исламское государство" — ред.). Поэтому, сама реальность доказывает тот факт, что русские, по нашему мнению, добились больших успехов, особенно, в военной области, на поле сражения, нанеся терроризму существенное поражение", — заявил президент Сирии.
При этом, по мнению Асада, военные успехи РФ в Сирии беспокоят "некоторых".
"Вот если бы президент (РФ Владимир) Путин решил направить свои силы на помощь террористам — они бы ему аплодировали… Вот это проблема со странами Запада… Есть также другая сторона: они не хотят, чтобы Россия присутствовала на международной арене ни в политическом, ни в военном, ни в экономическом отношении… Что бы ни делало российское государство, дает России ее истинное место великой державы высшего уровня, а не второстепенного, как хотели бы для России американцы… Любое подобное действие будет беспокоить Запад в целом… Это причина их беспокойства", — уверен сирийский президент.
Он подчеркнул, что российское военное присутствие в Сирии "связано сейчас с борьбой с терроризмом, а также с геополитической ситуацией в мире".
"Мы как небольшое государство и как многие другие небольшие государства чувствуем спокойствие и безопасность, когда существует международный баланс… И когда часть этого мирового баланса будет проявляться военной операцией или военными базами — мы приветствуем это, потому что это служит нам в политическом смысле… Это очень важная для нас тема, а также для многих стран мира", — сказал Асад.
По его словам, Дамаск рассчитывает, что Москва будет играть большую роль в международной борьбе с терроризмом.
"Мы надеемся на большую роль России на международной арене, а не только в Сирии, в борьбе с терроризмом, возвращении баланса в политике на международной арене", — сказал Асад.
Он напомнил, что именно Россия, "сражающаяся бок о бок с Сирией", сыграла "основную роль" в освобождении Пальмиры.
"Я могу через Ваше важное СМИ передать слова благодарности от каждого гражданина Сирии каждому гражданину России за ту поддержку, которую Россия оказала Сирии в этот кризис, — будь то политическая поддержка, моральная, гуманитарная или, как с недавнего времени, военная. Поддержка каждого гражданина России стала основой при принятии президентом Путиным этого решения", — добавил Асад.
Стратегические вооружения пока не нужны
При всей потребности в военной помощи Москвы Сирия пока не заинтересована в поставках из РФ стратегических вооружений. Дамаску нужны средние и легкие виды оружия, заявил президент Сирии.
Отвечая на просьбу назвать сумму контрактов, по которым Россия поставляет вооружения в Сирию, Асад сообщил, что "мы традиционно не раскрываем размеры этих контрактов". "Это вопрос армий России и Сирии", — отметил Асад.
По его словам, пока не идет речи о передаче Дамаску российских комплексов С-400, которые сейчас размещены на базе "Хмеймим".
"Нет, на данный момент (речи о передаче С-400) не идет. Это (решение подобных вопросов) не связано с присутствием (этих ЗРК) в Латакии. (В случае возникновения такого вопроса) это может быть связано с прямыми контрактами между нами и российской армией, контрактами на покупку", — сказал Асад в интервью РИА Новости, отвечая на вопрос о теоретической возможности передачи комплекса и возможных сроках решения такого вопроса.
О миротворцах ООН
Несмотря на потребность в военной поддержке, официальный Дамаск считает ввод миротворческого контингента ООН в Сирию нелогичным и невозможным.
"Это нереально, потому что такие (миротворческие) силы (ООН), как правило, действуют на основании международных соглашений. Подобные соглашения должны получить одобрение государств. Каких государств? В данном случае, других государств нет. Есть только сирийское государство как одна сторона. А другая сторона не является государством, это террористические группировки. Разве может ООН подписывать соглашение с террористическими группировками?" — сказал сирийский президент.
Асад отметил, что "это совершенно нелогично". При этом, по его словам, непонятно, какие именно силы могли бы представлять вторую сторону.
"Речь идет о группировках, которые появляются и исчезают, объединяются и распадаются. Ситуация неясная. В то же время, с военной точки зрения, должны быть две армии по обе стороны границ. Есть соглашение, четко определяющее позиции с точки зрения географии… Все это отсутствует. Если мы согласимся и привлечем эти силы, как они будут действовать? Поэтому я и говорю, что это невозможно", — подчеркнул он.
Роль Турции
В Дамаске убеждены, что президент Турции Тайип Эрдоган напрямую поддерживает террористов.
"Во-первых, он (президент Турции) напрямую поддерживает террористов. Он позволяет им перемещаться на турецкую территорию, совершать маневры с использованием танков. Это касается не только отдельных личностей, он финансирует их через Саудовскую Аравию и Катар, и конечно через саму Турцию. Он торгует нефтью, которую ворует ИГ, в то же время он обстреливает из артиллерии сирийскую армию, чтобы помочь террористам", — заявил президент Сирии.
Помимо прямой поддержки террористов, Асад обвинил Анкару в обстрелах сирийской территории. Он подчеркнул, что Турция и Саудовская Аравия "с первых недель, возможно, первых месяцев войны в Сирии переходили все возможные красные линии". По его словам, все действия Турции и Саудовской Аравии "с самого начала, можно считать агрессией — агрессией в политическом плане или в плане военном, путем поддержки и вооружения террористов или путем прямой агрессии с использованием артиллерийских установок или военными нарушениями".
В Дамаске при этом убеждены, что сами турки не настроены враждебно к Сирии.
"Сегодня война против Эрдогана и против Саудовской Аравии выражается в борьбе с террористами. И турецкая армия, которая не турецкая, это армия Эрдогана, сегодня воюет в Сирии. Они — террористы, и когда мы бьем по этим террористам в Сирии, это приведет напрямую к поражению Эрдогана. Наш ответ должен быть, в первую очередь, внутри страны, после этого, думаю, мы сможем победить терроризм. Турецкий народ не против Сирии, и не настроен враждебно к Сирии. Отношения будут хорошими в случае, если Эрдоган не будет вмешиваться", — заявил Асад.
Комментируя нападение Турции на российский самолет в небе над Сирией, Асад назвал его агрессией по отношению к Дамаску.
"Он (президент Турции Тайип Эрдоган — ред.) отправлял турецких боевиков, чтобы они сражались в Сирии, это продолжается. Нападение на российский самолет в небе над Сирией – это также агрессия по отношению к Сирии, потому что самолет был в ее суверенном воздушном пространстве", — заявил Асад в интервью РИА Новости.
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>