МОСКВА, 24 мар – РИА Новости. Возможность доставки человека на орбиту всегда воспринималась Вашингтоном как показатель успешности космических программ. Однако в последние годы США практические полностью утратили соответствующие технологии, что ведет к еще большему отставанию Соединенных Штатов от России и Китая, пишут экс-астронавт NASA Лерой Чиао и глава организации Space Foundation Эллиот Пулэм в своей статье для The Huffington Post.
"Космические исследования, в частности полет человека в космос, до сих пор неразрывно связаны с политикой. Политическая конкуренция между США и СССР подпитывала гонку, кто быстрее отправит человека в космос, чтобы одержать победу в холодной войне, демонстрируя технологическое превосходство", — пишут они.
Сотрудничество в космической отрасли между бывшими соперниками, отмечают авторы статьи, продолжается. Однако в эту борьбу с 2003 года вступил и Китай, став третьей страной, способной отправить человека в космос. Запросы Китая на присоединение к программам МКС на протяжении нескольких лет отвергались США, хотя российские, европейские и канадские партнеры США публично выражали поддержку этой идеи. Отказы основывались на предположении, что вступление Китая в клуб космических полетов породит новую космическую гонку.
"Но этого не произошло. Скорее, даже наоборот. США закрыли программу космических шаттлов в 2011 году, и с тех пор для Вашингтона не существует независимых средств доставки астронавтов в космос. США покупают места на борту российских космических аппаратов. Мы надеемся, что скоро это изменится с развитием программы SpaceX", — считают Чиао и Пулэм.
Тем не менее, продолжают они, "горькая правда" заключается в том, что с начала эпохи освоения космоса существовало только две страны, способные доставлять людей в космос.
"Это утверждение до сих пор верно. Трагично то, что США не является одной из этих двух стран. Лидерство США в космосе попросту разрушено. 20 лет назад 75% всех мировых возможностей запуска изготавливались в США. Сегодня – менее 25%. 15 лет назад 75% всех спутников изготавливались в США. Сегодня – менее 20%", — говорится в статье.
Авторы материала недоумевают, почему американские чиновники не хотят этого замечать и, тем более, говорить об этом публично.
"Ответ кроется в том, что мы настолько привыкли быть лидерами в космосе, что принимаем это как само собой разумеющееся. Мы предполагаем, что это все еще так, игнорируя доказательства обратного. Тогда зачем превращать это в политический вопрос? Однако это очень опасно на фоне развития космических технологий в России и Китае", — резюмируют Чиао и Пулэм.
Совместное предприятие United Launch Alliance (ULA) компаний Boeing и Lockheed Martin производит ракеты Atlas5 с российскими двигателями РД-180. Ракета Atlas 5 используется для запуска аппаратов ВВС США и научно-исследовательских миссий NASA. Без российских двигателей космические проекты США не могут реализовываться в полной мере. Соединенные Штаты пытаются снизить зависимость от РД-180, однако до конца 2019 года Вашингтон не сможет заменить российские двигатели в своих ракетах.