Ольга Зиновьева, сопредседатель Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня"
В столице Болгарии Софии с 10 по 12 марта проходила Международная конференция под патронажем ЮНЕСКО на тему "Какие ценности объединяют нас сегодня".
В конференции приняли участие известные учёные и представители различных культурных, идеологических, религиозных и философских школ Европы, Азии, Африки, Среднего Востока и Северной Америки. Это генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, Болгария; "Красный Крест" представлял Георг фон Габсбург, Венгрия; Министерство образования и культуры Индонезии — Аньес Бассведан; д-р Хосе Рамос-Хорта, лауреат Нобелевской премии мира 1996 года; Зиновьевский клуб МИА "Россия сегодня" — Ольга Зиновьева; ректор Софийского университета "Святой Климент Охридский" — профессор Анастас Герджиков; почётный президент Фонда "Женевское духовное воззвание" — д-р Вильям МкКомиш, Швейцария; рабби Джофри Ньюман, Великобритания; президент Общества иностранной политики профессор Хорст Мар, Германия; президент Национальной комиссии по правам человека профессор Хафид Аббас, Индонезия; профессор истории д-р Николя Оффенштадт, Франция; полномочные послы в Болгарии из 28 стран. Эти и многие другие участники конференции держали в напряжении более 100 экспертов и наблюдателей в ходе всех трёх дней работы конференции.
По общему мнению, доклад сопредседателя Зиновьевского клуба МИА "Россия сегодня" Ольги Зиновьевой, ставший своего рода альтернативой стандартным представлениям западной аудитории о ценностях, был отмечен как главное событие первого дня работы конференции. Его мы и представляем нашим читателям.
Ценности, которые мы теряем
(Доклад О.М.Зиновьевой)
Невероятная скорость девальвации основополагающих постулатов и созидательных идей человечества, развитых в течение столетий пробуждения глубин его сознания и подсознания с самого начала на пути к эпохе Человека, сегодня кажется забытой. Но я надеюсь, не безнадёжно забытой.
Ведь неоспоримо, что исторически Россия и Западная Европа — две части единой географической Европы и единого христианского мира.
После раскола христианства Восточная и Западная Европы развивались не в разных направлениях, а, скорее, параллельными курсами. Во всяком случае, дехристианизация и детрадиционализация в одинаковой степени были характерны и для России, и для Европы.
К счастью, во второй половине XX века, после победы над фашизмом Западная и Восточная Европы вновь сблизились в культурном и ценностном смыслах. Однако к XXI веку в Европе укрепились силы, нацеленные не на диалог с новой Россией, а на навязывание ей своей точки зрения. Но самое главное — в Европе стала доминировать американская потребительская культура, ставшая орудием гибридной войны против иных самобытных культур.
Ценности мира, открывающиеся пониманию родившегося и растущего человека, напрямую, через материнскую пуповину, связаны с культурой. С миром, который нам кажется понятным и естественным. Но если вспомнить о завоеваниях, потерях, горе, радости, связанных со всеми чудесами света, и подумать о цене, заплаченной за египетские пирамиды, за Тадж-Махал, соборы Флоренции, Пальмиру, церковь Покрова на Нерли, Елисейский и Зимний дворцы, — перечислять можно долго. И одно это перечисление воссоздаёт грандиозную картину материальных и духовных ценностей, которые создавались трудом, потом и кровью людей, живших на нашей планете.
Этим людям не чужды были понятия любви, ненависти, зависти, корысти, вероломства. Но они отдавали себе отчёт в том, что вместе, в понимании друг друга, легче найти трудное решение. Вместе легче преодолеть трудности голода, холода, войны. Вместе легче поддерживать зыбкий огонёк жизни хрупкого существа по имени человек. Мыслящий тростник, как называл человека Блез Паскаль.
И как только заканчивались испытания, воины, беженцы и пленные возвращались домой, к родному очагу. Создавали семью, движимые всем понятным чувством любви и человеческой теплоты. Нормальную семью с отцом-защитником и матерью-хранительницей очага и детей. И родители назывались отцом и матерью, а не анонимным, новым понятием "родительские части", как подписываются письма из школы в Германии: "1-я часть родителей" и "2-я часть".
В угаре модернизации и глобализации, в том числе и человеческих отношений, мы теряем фундаментальнейшую, структурообразующую глыбу — семью. В семье во всех странах и континентах передаются из поколения в поколение основополагающие ценностные ориентиры: нравы, культура, обычаи и традиции рода, нации, страны и всего подлунного мира.
Это общечеловеческие, вершинные ценности — Творчество, Люди, Бог, Истина, Власть, Закон — и предметы, явления, идеи, важные для культуры, для духовной, связанной с внутренним нравственным миром жизни народа, общества и человека.
Этот своеобразный духовный капитал человечества, накопленный за тысячелетия, не только не обесценивается, но и возрастает. Природа духовных ценностей, как известно, исследуется в аксиологии, т. е. в теории ценностей, которая устанавливает соотношение ценностей с миром реальностей человеческой жизни. Речь идет прежде всего о моральных и эстетических ценностях. Они по праву считаются высшими, ибо во многом определяют поведение человека в других системах ценностей.
Для моральных ценностей основным является вопрос о соотношении добра и зла, о природе счастья и справедливости, любви и ненависти, смысле жизни.
Это ценности, выражающие предельные основания человеческого бытия, соотносящие человека с миром. Это принципы, идеалы, основные жизненные ориентиры, специфические для каждого человека и для каждого исторического типа культуры.
А ключевые мировоззренческие понятия — жизнь и смерть, воплощенные в противостояниях войны и мира, ада и рая.
Мировоззренческие ценности также соотносят человека с космосом и природой в целом, с пространством и временем как измерениями бытия. Эта группа ценностей формирует присущее каждой культуре, специфическое для нее представление о картине мира. Представление о космосе, Земле, пространстве, времени, движении.
Мировоззренческие ценности определяют отношение к человеку, представление о его месте в мире. В этот ряд ценностей входят и гуманизм, и индивидуальность, и творчество, и свобода. Они лежат на границе с ценностями нравственными.
То, чему мы все являемся сегодня свидетелями, — большие и малые войны, разрушение человеческой жизни, разрушение памятников культуры, церквей, памятников героям войны, разрушение межгосударственных границ, попрание прав человека. То, на создание чего уходили века и тысячелетия, века образования и культуры, может быть легко разрушено сумасшедшим желанием одного или другого маньяка, в руках которого находится разрушительный арсенал невероятной силы.
Я не буду углубляться в анализ этих процессов. Хочу сказать только, что сегодня традиционная европейская культура, как и культура российская, столкнулись с двумя планетарными угрозами, которые угрожают их существованию.
С одной стороны, мы видим засилье массовой потребительской культуры, ориентированной не на духовное развитие людей, а на прибыль. Вместо большой литературы нам навязываются комиксы, вместо классической музыки — музыкальная попса, вместо театра — телевизионные шоу.
С другой же стороны, все мы хорошо знаем, какую угрозу миру несут террористы на Ближнем Востоке, уничтожающие христианские памятники и людей христианской веры. Правда, в России говорят: "Сила есть — ума не надо". Как известно, процесс созидания требует от человека, нации и эпохи огромных усилий и напряжения воли. В то время как разрушение происходит по наклонной плоскости, без особых усилий. Ломать — не строить.
Основные категории морали — добро и зло. Представление о добре и зле определяют трактовку таких нравственных ценностей, как человечность, милосердие, справедливость, достоинство.
Это как бы глобальный уровень морали, на котором человек ощущает себя частью всего человечества. "Золотое правило нравственности" имеет множество формулировок, по сути его можно свести к "категорическому императиву", непреложному нравственному закону Иммануила Канта: "Поступай (не поступай) по отношению к другому так, как ты хотел бы, чтобы поступали (не поступали) по отношению к тебе".
Кроме того, мораль регулирует отношения между группами и сообществами людей. Здесь речь идет о таких нравственных ценностях, как верность, честь, ответственность, долг, патриотизм, коллективизм, трудолюбие, добросовестность. То есть речь идёт об умении соотнести общие интересы и свои личные потребности.
Кроме вышесказанного, есть ещё и эстетические ценности. Это духовные ценности, связанные с выявлением, переживанием и созданием гармонии. Гармония, как мы помним, понималась древними греками как основное качество космоса, как единство многообразия, слаженность, созвучие, целостность. Гармонизация отношений человека к миру, к другим людям, к самому себе вызывает ощущение психологического комфорта, наслаждения, удовольствия. Гармония переживается трепетно и вдохновенно, рождая красоту. Эстетические ценности тесно связаны с эмоциональной культурой человека, его способностью к сильным переживаниям, умениям воспринимать множество оттенков настроений и чувств. Эстетическая потребность — это потребность в выявлении, обретении, сохранении гармонии, в универсальной гармонизации отношений человека с миром и с самим собой. Очень ценна направленность эстетического на приведение реальной жизни в согласие и соответствие с представлениями о совершенстве.
Кроме того, стоит упомянуть еще о двух типах духовных ценностей. Именно они и осуществляют реально синтез, соединение ценностей мировоззренческих, нравственных и эстетических. В первую очередь это ценности религиозные, а также ценности художественные. К сожалению, хорошо уже известно, что исламские радикалы уничтожают не только христиан, но и представителей любой новой веры, и Европа должна защищать любую религию, любую культуру. Поэтому взорванные талибами в афганской Бамиане памятники Будде в 2001 году так же ценны для человечества, как и Пальмира в Сирии.
России небезразлично, что происходит с памятниками ЮНЕСКО и другими объектами всемирного исторического наследия. И сегодня наша страна борется с террористами в Сирии не потому, что у российского руководства есть какие-то геополитические амбиции.
Главная причина — в том, что мы не можем допустить формирования у наших южных границ варварской силы, уничтожающей христианские общины, подлинный ислам и самые древние памятники мировой культуры и христианского мира.
Я убеждена: именно спасение и сохранение объектов всемирного исторического наследия должно объединять сегодня всех представителей Европы и культурной части человечества.
Материя и дух в культуре, как мы хорошо знаем, оказываются не просто связанными, они взаимопроникают друг в друга, они едины, и разорвать их невозможно. Вот так и происходит пересечение и взаимное дополнение материальной и духовной культур в политической, экономической, экологической, эстетической культурах.
Я вовсе не собираюсь доказывать уважаемым участникам этой конференции непреложность тех духовных устоев, благодаря которым и появился человек, венец природы. Человек, тысячелетиями преодолевавший в своём движении наверх, к свету знания, к духовности, к гармонии с миром всё тёмное, жестокое и разрушительное.
Тот хаос, в котором пребывает мир сегодня, однако, картиной всемирной гармонии никак не назовёшь. Складывается ощущение, что кто-то по незнанию, кто — по неразумению, кто — из жестокости, кто — из соображений наживы, кто — из маниакальной страсти владеть миром, все вместе оказались инфицированы страшным вирусом, хуже Эболы, вирусом и желанием разрушить всё и остаться в конце концов в кромешной тьме первобытной пещеры.
Хотим ли мы этого страшного эпилога в развитии человеческой цивилизации? Готовы ли мы отстаивать небывалые ценности, давшие нам великую историю, великую музыку, великую литературу? Хотим ли мы забыть деяния и шедевры величайших умов и гениев человечества, таких как Сократ, Тацит, Микеланджело, Паскаль, Гёте, Моцарт, Бетховен, Пушкин, Чайковский, Бальзак, Свифт, Толстой, Достоевский?
Повторяю: уничтожение памятников истории и культуры для России — не праздный вопрос. Наша страна противостоит этой тенденции не только на Ближнем Востоке, но и в ряде стран бывшего СССР. Например, на Украине, где нацисты, подобно террористам "Исламского государства", кувалдами разбивают исторические памятники. Но так гордящаяся своим культурным кодом Европа устанавливает экономические санкции не по отношению к нацистам, а по отношению к России, которая им противостоит. Это ли не свидетельство того ценностного тупика, в котором сегодня оказалась Европа?
Борьба с терроризмом и нацизмом, с варварством XXI века во всех его проявлениях — вот главный императив, который должен объединять сегодня цивилизованную часть человечества.
И сегодня я хочу задать всем присутствующим вопрос: вы за то, чтобы по всей Европе уничтожались памятники советским воинам, которые спасли Европу от фашизма, или против?
Неужели сбудется страшное предсказание выдающегося русского мыслителя Александра Зиновьева, что человечество погибнет от собственной глупости, выбросив из своего сознания и жизни те ценности, которые в совокупности и создали человека разумного, отбросив ценности, которые нас некогда объединяли?
Сегодня как никогда мы оказываемся перед ответственностью за нашу цивилизацию. Мы обязаны гарантированно принять единственно верное решение в ответ на философский вопрос великого Уильяма Шекспира: "Быть или не быть?"