Анна Кочарова
За почти 20 лет работы Бэнкси (а то, что это один человек, — факт вроде бы установленный) удалось стать первым практически во всем. Одни называют его талантливым художником, вторые успешным коммерсантом, третьи — самозванцем. В этом и заключено главное противоречие Бэнкси и его творений: искусство или вандализм? Ценно или нет? Охранять или закрасить серой краской?
Из вагонов в метро — в пространство галерей
Граффити, конечно же, существовали задолго до Бэнкси. При большом желании под это слово можно подогнать древние наскальные рисунки и надписи. Но граффити в современном понимании — это искусство ХХ века, а теперь уже и XXI. Уличные художники, люди-загадки, почти всегда работают ночью и почти всегда скрываются под псевдонимами. Они творят иногда в одиночку, иногда — группами. Но, подобно многим мастерам древности и Средневековья, не оставляют нам своих имен.
Их задача — удивлять и шокировать, радовать и возмущать. Несколько часов ночных трудов — и наутро жители окрестных домов, упираясь взглядом в привычную стену соседнего дома, видят яркий рисунок или провокационную надпись, в которой все буквы слепились одна с другой.
Первые современные граффити "украшали" товарные поезда и вагоны метро. Потом заполняли свободное пространство стен и заборов, маркируя неблагополучные районы, в которые приличным людям лучше бы не заглядывать. Появление рисунков зачастую становилось результатом борьбы и вражды полукриминальных группировок, которые пытались "застолбить" свою территорию.
Художников граффити стали называть "райтерами", то есть "пишущими" — рисунки в большинстве своем представляли обличенные в "картинку" слова.
Со временем за счет острой социальной направленности авторы граффити действительно превратились в райтеров — людей, которые сообщают миру нечто важное.
Настал момент, когда в уличных возмутителях общественного покоя предприимчивый продюсер разглядел жемчужину. В конце 1970-х райтеры переступили порог художественной галереи. Арт-дилер Клаудио Бруни предоставил двум мастерам пространство римской галереи.
Граффити, не перестав быть уличным, перешли в разряд искусства. Если, оговоримся, мы признаем это за таковое. Ведь главный спор — искусство граффити или вандализм — сегодня так и не окончен.
Парень из Бристоля
О художнике Бэнкси заговорили в конце 1990-х. Известно о нем довольно мало: что родился он вроде бы в английском городе Бристоль, где учился в обычной школе. Визуализировался перед миром Бэнкси лишь единожды, в фильме 2011 года "Выход через сувенирную лавку", где предстал с измененным голосом, в черном капюшоне на голове и снятым так, что лицо его рассмотреть никак нельзя.
Бэнкси пока успешно хранит тайну своего настоящего имени и места проживания. Утверждения британских ученых пока не внесли никакой ясности. И что-то подсказывает: Бэнкси приложит все усилия, чтобы так и остаться загадкой. Ведь, например, отчет о его местонахождении должен был быть опубликован неделей раньше. Но дело застопорилось, поскольку, по информации Би-би-си, адвокаты художника вмешались в ситуацию и усомнились в достоверности документа.
Впрочем, чтобы понять, художника Бэнкси не обязательно знать его место проживания и настоящее имя. О Бэнкси многое можно понять и так — по его работам.
Безусловно, это человек, который ратует за социальную справедливость в мире. Он готов нарисовать картинку, которая, к примеру, поддержит людей, покинувших родину. Недавняя его работа в лагере беженцев в Кале, где был изображен Стив Джобс (сын сирийского мигранта) с компьютером в одной руке и вещмешком в другой — как раз об этом.
Наверное, это человек с неплохим чувством юмора, который к тому же из хорошей шутки может сделать целое предприятие. Его антидиснеевский парк развлечений "Дисмалэнд", работавший месяц в городе Уэстон-супер-Мэр привлек в город туристов, а главное — финансы. Да и родной, как считается, Бристоль тоже не проигрывает: некоторые дома с рисунками Бэнкси взлетели в сотни раз в цене, а по маршрутам между его граффити уже водят экскурсии. Получается, что местам своего художественного обитания Бэнкси помогает совершенно ощутимо — деньгами.
Эффект Бэнкси
Этот термин ввел в обиход в 2007 году американский корреспондент Макс Фостер, пытаясь определить влияние Бэнкси на интерес публики к уличному искусству. А коллекционер Марк Шиллер, которого называют крестным отцом стрит-арта, однажды даже сравнил Бэнкси с Энди Уорхоллом. Ведь оба художника смогли своими работами заставить многих людей переосмыслить само понятие искусства. Энди Уорхолл капитализировал консервные банки с фасолью, Бэнкси — уличные рисунки. И, кстати, именно популярность Бэнкси позволяет теперь зарабатывать и многим начинающим художникам граффити: ведь те коллекционеры, у которых не хватает денег на работы знаменитости, покупают у молодых. Кто знает, может, среди них окажется второй Бэнкси?..
Не вдаваясь в искусствоведческие дискуссии, можно точно сказать, что Бэнкси стал безусловным законодателем моды на граффити. Москва, как и другие российские города, не осталась в стороне. За последние пару лет в столице появились многочисленные граффити, большая часть которых была сделана под эгидой московского департамента культуры.