МОСКВА, 2 мар – РИА Новости. Долговая нагрузка регионов РФ в настоящий момент оценивается как значительная, но управляемая, в 2016 году она вырастет, при этом финансирование роста дефицита бюджета будет осуществлено за счет банковских и бюджетных кредитов, говорится в исследовании Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).
Аналитики АКРА отмечают, что стагнация экономики замедлила темпы роста налоговых доходов регионов. "Интенсивный рост в условиях кризиса невозможен, а ресурс экстенсивного роста близок к исчерпанию", — отмечают они.
Однако в этих условиях регионам удалось сохранить контроль над социальной частью бюджета – доля социальных расходов стабилизировалась на уровне 2014 года, доля расходов на развитие не сократилась.
"Выделение бюджетных кредитов позволило отсрочить долговой кризис регионов. На текущий момент долговая нагрузка оценивается как значительная, но управляемая. Риск долгового портфеля будет во многом определяться доступностью бюджетного финансирования", — говорится в исследовании.
Дефицит и долговая нагрузка региональных бюджетов в 2016 году возрастут в связи со сжатием налоговой базы и негибкостью расходной части бюджета. Финансирование роста дефицита бюджета будет осуществлено за счет банковских и бюджетных кредитов. Прогнозируемый объем долга составит 2,4 триллиона рублей, полагают в АКРА.
Источники доходов
Рост доходов региональных бюджетов в 2015 году обеспечивался за счет приращения налоговых и неналоговых источников доходов, доля которых демонстрировала постоянный рост и к 2016 году достигла 80% в консолидированном бюджете субъектов РФ.
"Подобная статистика свидетельствует о стагнации региональных экономик. Аналогичные тенденции ожидаются и в 2016 году: по оценке АКРА, рост поступлений от налога на прибыль в консолидированный бюджет составит не более 4,5%, а рост поступлений от НДФЛ не превысит 3,5%", — отмечают аналитики агентства.
Ряд других налоговых доходов регионов, по мнению АКРА, также демонстрируют стагнирующую динамику. Поступления от федерального налога на товары (акцизы; составляют 7% налоговых и неналоговых доходов) снижаются второй год подряд, что является следствием сокращения рынка алкоголя и отражает снижение покупательной способности. При этом рост регионального налога на имущество носит скорее экстенсивный характер и отражает стремление региональных властей компенсировать замедление темпов роста остальных налоговых статей доходов.
"Региональный разрез динамики поступлений одной из главных составляющих бюджета – налога на прибыль – наглядно иллюстрирует последствия снижения цен на нефть, реализации программы импортозамещения в сельском хозяйстве и девальвации рубля, оказавшейся выгодной компаниям-экспортерам", — отмечается в исследовании.
Социальная сфера
Доля этих расходов в 2014-2015 годах зафиксировалась на уровне 59%. Однако расходы на заработную плату в этой сфере снизились в 2015 году на 17%. Федеральный бюджет в 2016 году предусматривает дальнейшее снижение дотаций на частичную компенсацию расходов на повышение заработной платы.
"Поскольку структурные преобразования в сферах здравоохранения и образования практически завершены, возможность роста зарплат за счет структурной оптимизации почти исчерпана. Мы ожидаем умеренного роста затрат на персонал после их существенного снижения в 2016 году, связанного со стремлением избежать возможной критики со стороны федеральных властей", — прогнозируют эксперты.
Доля расходов на экономическое развитие (национальная экономика, ЖКХ и окружающая среда) была сохранена в 2015 году на приемлемом уровне в 28%. Это является положительным сигналом, поскольку свидетельствует о намерении администраций субъектов продолжать участвовать в развитии региональной экономики даже в условиях жесткой экономии бюджетных средств, добавляют они.
Бюджетные кредиты
"Необходимость выполнения социальных инициатив федерального центра привела к росту долга субъектов, в первую очередь его коммерческой составляющей. В частности, в период 2013-2015 годах объем банковских кредитов вырос на 40% при практически неизменном объеме государственных ценных бумаг, что косвенно свидетельствует о сокращении сроков погашения регионального долгового портфеля", — подчеркивают эксперты.
"Рост доли бюджетных кредитов положительно сказывается на кредитном качестве совокупного долгового портфеля субъектов и в краткосрочной перспективе позволяет рассчитывать на то, что большинству регионов удастся избежать экстренного рефинансирования или реструктуризации коммерческой задолженности", — прогнозируют аналитики агентства.
Однако учитывая перспективы роста дефицита консолидированного бюджета регионов, АКРА ожидает роста совокупного долга регионов до 2,4 триллиона рублей к концу текущего года.