МОСКВА, 1 мар – РИА Новости. Президентский Совет по правам человека разработал предложения по корректировке предложенного Минюстом законопроекта, в котором уточняется понятие "политическая деятельность" НКО, правозащитники полагают, что предложенные ведомством формулировки ведут к широкому толкованию, не дают четких критериев этого вида деятельности и не гарантируют единообразие правоприменительной практики.
Взгляд правозащитников
Рекомендации Совета по итогам этого заседания опубликованы на сайте СПЧ во вторник. Совет, как подчеркивается в документе, "не может поддержать данный законопроект в представленной редакции".
"Политическая деятельность НКО, получившей денежные средства или иное имущество из иностранного источника, должна трактоваться исключительно как вмешательство иностранного государства в российские внутриполитические дела посредством использования российской некоммерческой организации", — уверены правозащитники.
Однако, отмечается в рекомендациях, на практике Минюст толкует это понятие гораздо шире. Кроме того, по мнению членов СПЧ, формируется агрессивная в отношении НКО правоприменительная практика — возбуждаются уголовные дела, назначаются штрафы в миллионы рублей, принудительно ликвидируются ведущие НКО.
Риски при принятии законопроекта
В предлагаемом Минюстом законопроекте сохраняется правовая неопределенность по ряду ключевых вопросов, отмечается в рекомендациях. По мнению Совета, предложенные Минюстом критерии политической деятельности включают в себя "фактически любую публичную деятельность реально работающих НКО".
"Предложенное в законопроекте понятие "политическая деятельность", вопреки утверждениям, содержащимся в пояснительной записке, не даёт четких и исчерпывающих критериев данного вида деятельности НКО, и не гарантирует единообразие правоприменительной практики. Более того, предложенные формулировки ведут к расширительному толкованию и являются основой широкого усмотрения для органов, обладающих санкционными полномочиями в отношении НКО, что следует расценивать, помимо прочего, как коррупциогенный фактор", — считают правозащитники.
Кроме того, есть определенная угроза и для социально ориентированных НКО, считают в Совете. Так, в случае принятия законопроекта в предложенной Минюстом редакции возможны ситуации, когда социально ориентированная НКО, например, ведущая работу по "сохранению и защите самобытности, культуры, языков и традиций народов Российской Федерации", может оказаться в реестре НКО-"иностранных агентов", если получает на эту работу средства от иностранных источников, утверждают в СПЧ.
Предложения по корректировке
В документе также приводится перечень конкретных изменений и альтернативных вариантов таких поправок, которые, по мнению правозащитников, необходимо внести в законопроект, в том числе, в части формулировок.
Предлагается исключить из перечня сфер осуществления политической деятельности сферы госстроительства и основ конституционного строя, социально-экономического и национального развития РФ, законодательного регулирования прав и свобод человека и ряда других.
Также в СПЧ предлагают дополнить перечень видов деятельности НКО, которая не является политической. Кроме того правозащитники обратили внимание на решение Конституционного суда, в котором суд высказался о необходимости смягчения мер ответственности для таких НКО.
"Полагаем, что размер административного штрафа за нарушение порядка деятельности НКО, выполняющей функции иностранного агента, должен быть существенно снижен, а уголовная ответственность за нарушение порядка деятельности НКО должна быть исключена", — отмечается в рекомендациях.