Анна Михайлова, для МИА "Россия сегодня"
На каждые 58 тысяч жителей столицы сегодня приходится лишь 1 книжный магазин. Таковы данные Российской книжной палаты за 2015 год. Всего же в двенадцатимиллионной Москве их осталось 199. В пятимиллионном Санкт-Петербурге книжных магазинов почти вдвое больше. А в трехмиллионном Париже — 700.
Дом без книги
Книжные переживают не лучшие времена — себестоимость изданий растет, а вместе с ней и розничные цены. Аренда тоже не дешевеет.
Но сокрушительный удар по столичной книготорговле был нанесен в Год литературы, когда столичные власти ввели торговый сбор для всех розничных магазинов. Ставки сбора зависят от места, площади и специализации торговой точки. Например, книжный магазин площадью до 50 кв метров, расположенный в центре, в год должен выплатить 240 тысяч рублей.
Для больших магазинов этот сбор заменяет другие виды налогов. Но для маленьких книжных, с небольшой прибылью, фиксированный торговый сбор стал фактически дополнительной выплатой, так как в разы превышает суммы налогов. Это означает, что книготорговля в Москве, особенно когда речь идет не о сетевых гигантах, а о частных независимых магазинах, становится нерентабельной.
Издатель и соучредитель книжного магазина "Фаланстер" Борис Куприянов считает, что ситуация катастрофическая: "Уже закрылся букинист "Подписные издания" на Кузнецком мосту. В Камергерском переулке была "Медицинская книга", у них аренда еще на 20 лет государственная, но поводом для закрытия стало введение торгового сбора. Они просто поняли, что им это совершенно невыгодно".
Куприянов не исключает, что если независимые книгоиздатели и книготорговцы не добьются отмены торгового сбора, то практику московских властей могут перенять и в других городах. "И тогда будет вообще крах, потому что в Перми, например, аренда магазина — 40 тысяч рублей в месяц, а прибыль за вычетом налогов и выплаты зарплат составляет порядка 20-25 тысяч. Если введут еще торговой сбор, даже в два раза меньше, чем в Москве, это будет просто нерентабельно".
Незаменимые есть
Только за прошлый год в Москве закрылось 18 книжных магазинов — такова статистика Российского книжного союза. Кто-то скажет — ну и что, сегодня, мол, любую книгу можно найти в электронном варианте. Но это не так. Больше всего от торгового сбора пострадали букинистические магазины, чей ассортимент не найдешь в сети.
К тому же в России электронные книги пока не лишком популярны. По данным Российского книжного союза, всего 20% читателей в нашей стране пользуются электронными носителями, что составляет чуть более 1% всего рынка. Для любителей бумажной литературы остаются онлайн-магазины.
Однако они не могут заменить ритуал похода за книгой в любимый магазин, считает Александр Иванов, основатель и главный редактор издательства AdMarginem:
"Книжный шопинг — это часть традиционной городской буржуазной культуры (как и любой другой шопинг): общение с продавцами, обмен новостями, узнавание и распространение новых трендов, чтение в кафе и парках, необычная рубрикация книг в несетевых магазинах — все это важные компоненты городской культуры, то, ради чего мы путешествуем, общаемся". И чем интенсивнее жизнь мигрирует в интернет, тем больше растет потребность в офлайн-общении, уверен издатель.
Что делать?
В июле прошлого года с просьбой освободить книжные магазины от торгового сбора к мэру Москвы Сергею Собянину обратился Альянс независимых издателей и книгораспространителей. Месяц назад рекомендовал ввести льготы и Комитет Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству. Однако московские власти пока не отреагировали на эти обращения. В департаменте экономической политики и развития Москвы говорят, что статистики закрытия книжных в городе не существует. К тому же, отмечают в столичном правительстве, нет никаких финансовых обоснований для того, чтобы предоставить книготорговцам льготы.
От торгового сбора освобождены, к примеру, химчистки, парикмахерские, ателье, рынки, ярмарки, вендинговые автоматы, торговые точки в театрах, кино, музеях и даже продавцы кваса и мороженого. Тягаться с коммерческой торговлей небольшие книжные не могут, да и не должны.
Федеральные власти тратят большие суммы на популяризацию чтения — только на развитие и пополнение фондов библиотек планируется выделить свыше 6,3 млрд руб.
На этом фоне политика столичных властей в отношении книготорговцев выглядит по меньшей мере непоследовательной. Борис Куприянов видит в этом системную проблему: "Книжные остались за бортом, потому что книжные у нас не государственные. Библиотеки — они государственные, за них есть кому вступиться, а книжные магазины — частные. В городе что книжный магазин, что колбасный, что ларек — одно и тоже, совершенно никакой разницы нет. Москва поступает очень странно. Если сейчас не принять меры (отменить торговый сбор — ред.), эта система погибнет".
Россия давно перестала быть самой читающей нацией в мире. По оценкам Международной ассоциации издателей, сегодня лидером стала Великобритания, там выпускается самое большое количество книг на душу населения. А в международном рейтинге World Culture Score Index по количеству часов в неделю, проводимых населением за чтением, лидирует Индия.
Но любовь к литературе — это не статистика и рейтинги. Это возможность зайти с ребенком в книжный, куда тебя самого в детстве приводили родители. Хочется верить, что для москвичей эта возможность еще не потеряна.