МОСКВА, 20 фев — РИА Новости. Российские власти взялись за решение давно назревшей проблемы дешевых лекарств из перечня жизненно необходимых и важных (ЖНВЛП), производство которых стало нерентабельным. Отраслевые эксперты, однако, ждут "рецепта" властей без особого энтузиазма. Некоторые из них считают, что проблему надо решать не государственными, а рыночными методами.
Вице-премьер Аркадий Дворкович поручил профильным ведомствам до 5 апреля рассмотреть вопрос об особенностях госрегулирования в РФ предельных отпускных цен на недорогие ЖНВЛП. Минпромторг, Минздрав, Минэкономразвития, Минфин и ФАС должны решить, как не допустить остановку их производства.
Как поясняют эксперты, проблема нынешней методики ценообразования в том, что некоторые цены были занесены в реестр ЖНВЛП уже давно — более пяти лет назад. Некоторые заводы зарегистрировали препарат по низкой цене и не выпускают его, но она остается в этом реестре и не учитывает нынешние экономические реалии. Таким образом, себестоимость производства ряда препаратов в несколько раз превышает отпускные цены.
В зоне риска
Цены жизненно важных лекарств из низкого ценового сегмента составляют не более 50 рублей. При этом цены по разным позициям одного и того же лекарственного средства из перечня ЖНВЛП могут очень сильно отличаться.
Эксперты указывают, что в зоне риска оказались не только дешевые ЖНВЛП, но и препараты из средней ценовой категории. У этой категории тоже довольно большой разброс цен — от 50 до 500 рублей. Большое количество этих препаратов предназначены для пациентов с хроническими болезнями или заболеваниями, которые угрожают жизни.
"Проблема затрагивает не только самые дешевые лекарства, но и препараты из других ценовых категорий, особенно из средней, которые важны для пациентов. Но они никак не могут быть дешевыми", — говорит, в частности, гендиректор аналитической компании "IMS Health Россия и СНГ" Николай Демидов.
Гендиректор российской фармкомпании "Солофарм" Олег Жеребцов также указывает, что в зону риска попали важные препараты.
"Калия хлорид, магния сульфат, вся линейка госпитальных лекарств. Все те, что используются в больницах. Также глюкоза, новокаин, анальгин. Производство их весьма ограничено. Все эти препараты находятся в категории 20-30 рублей, производство их нерентабельно", — перечислил он, подчеркнув, что это очень серьезная проблема.
Спасти рядовое лекарство
Вице-премьер правительства Ольга Голодец сообщила РИА Новости, что Минпромторг в ближайшее время внесет в правительство предложения по поддержке предприятий, которые производят дешевые ЖНВЛП.
Позиции профильных ведомств по этому вопросу расходятся. Так, замглавы Минпромторга Сергей Цыб считает, что поддерживать нужно рентабельность производства определенных дозировок и форм выпуска некоторых недорогих лекарств. При этом глава ведомства Денис Мантуров вообще не видит поводов для тревоги. По его мнению, такие лекарства не исчезнут с прилавков.
Позиция Федеральной антимонопольной службы менялась. В ноябре прошлого года ведомство предлагало правительству проиндексировать на 5 рублей цены на дешевые лекарства из списка ЖНВЛП.
Однако позже ФАС сообщила, что это предложение больше неактуально, а правительство РФ решило проработать вопрос о субсидировании производителей недорогих ЖНВЛП. Ведомство считает, что субсидии должны сопровождаться гарантией сохранения необходимого объема производства.
У экспертов фармацевтического рынка субсидии, однако, не вызывают энтузиазма. Некоторые из них думают, что это не спасет ситуацию, а лишь спровоцирует новый виток коррупции.
"Это не самая лучшая экономическая мера поддержки, так как она развращает производителя, заставляет предприятие ориентироваться только на нее, а не на свою конкурентоспособность", — говорит, в частности, Демидов из IMS.
В свою очередь, гендиректор аналитического агентства DSM Group Сергей Шуляк считает, что субсидирование — сложный процесс, и бюджетные средства просто будут потеряны.
Ряд экспертов полагают, что государству следует вообще отказаться от регулирования цен на ЖНВЛП. "Пусть лучше будет препарат по более высокой цене, чем его не будет вовсе", — аргументирует Шуляк.
…Или страхование?
"Пациент будет получать препарат либо бесплатно, либо с небольшой доплатой. Невозможно в приказном порядке снизить цены на лекарства. А при развитом фармстраховании заводы будут выпускать то, что нужно населению, и получать компенсацию за счет страховых компаний уже по проданным препаратам", — поясняет гендиректор DSM Group.
"В мире существует очень много различных моделей лекарственного страхования. Основные различия между ними в том, кто платит и за кого платит", — отмечается в обзоре "Иностранный опыт лекарственного страхования" на сайте Всероссийского союза страховщиков.
В других странах также существуют списки жизненно важных лекарств. Например, Всемирная организация здравоохранения использует Essential Medicines List — список основных лекарственных средств. При этом во многих развитых странах цены на такие препараты регулируются в рамках лекарственного страхования, когда пациенту полностью или частично возмещается стоимость лечения такими препаратами.
Перераспределение нагрузки
Производители лекарств также пытаются решать проблему рыночными методами.
Например, крупная российская фармацевтическая компания "Вертекс" компенсирует снижение прибыли от продаж недорогих ЖНВЛП за счет продажи более дорогих препаратов, в частности, косметики и БАДов. Благодаря этому компания не собирается отказываться от производства дешевых жизненно важных лекарств.
Портфель "Вертекса" насчитывает около 80 позиций жизненно необходимых лекарств из порядка 150 наименований.
"Действительно, их себестоимость растет из-за подорожания сырья и девальвации рубля. Однако сбалансированный портфель нашей компании позволяет удерживать в ассортименте недорогие ЖНВЛП-препараты за счет других коммерческих направлений продукции, к которым, кстати, относятся и продукты собственных косметических брендов, БАДы. В планах пока нет что-либо выводить из портфеля", — сказал гендиректор компании Георгий Побелянский.
Горечь стабилизации цен
Эксперты тогда, однако, выразили скепсис по поводу этих заявлений, отметив, что выгоду от этого получило прежде всего государство, а не граждане России, так как значительная часть ЖНВЛП приобретается по госзакупкам.
Кроме того, Шуляк отмечал, что лекарства на тот момент по сравнению с другими товарами подорожали незначительно, поэтому и стабилизировать было нечего.
Медведев тогда признал, что, несмотря на стабилизацию цен, проблема остается, и ее надо решать, в том числе "совершенствуя механизмы ценообразования" и развивая конкуренцию.