МОСКВА, 19 фев — РИА Новости. Высокий бюджетный дефицит в РФ в течение продолжительного времени грозит полным исчерпанием обоих резервных фондов, что может негативно повлиять на суверенный рейтинг страны и повлечь за собой увеличение стоимости заимствований; государство может себе позволить такое в качестве стимулирующей меры только при стабильных ценах на нефть, считают опрошенные РИА Новости аналитики.
Федеральный бюджет 2016 года сверстан с дефицитом в 3% ВВП исходя из среднегодовой цены нефти в 50 долларов за баррель. При этом последние несколько недель нефть торгуется на уровне около 30 долларов за баррель. Как отмечал в начале февраля министр финансов Антон Силуанов, Минфин ставит задачу обеспечить дефицит бюджета РФ не более 3% при цене на нефть 40 долларов за баррель.
"Насчет увеличения уровня бюджетного дефицита для увеличения расходов и увеличения экономического роста — здесь есть определенный знак вопроса, потому что, если у нас действительно цены на нефть на долгое время уходят на низкий уровень, и дефициты на достаточно продолжительное время уходят на высокий уровень, возникает вопрос, как финансировать эти бюджетные разрывы и есть ли у нас ресурсы для того, чтобы эти разрывы бюджетного дефицита финансировать", — задался вопросом главный экономист Евразийского банка развития Ярослав Лисоволик.
При этом он отметил, что продолжительный период высоких уровней дефицита бюджета грозит исчерпанием двух резервных фондов. "Это может негативно повлиять на суверенный рейтинг РФ и может привести к увеличению стоимости заимствований. Ну и помимо всего прочего, это рост уровня госдолга и так далее", — считает экономист.
Аккуратный баланс
Эксперты призвали очень аккуратно относиться к вопросу о балансе между финансовой стабильностью и достижением более высоких темпов экономического роста.
"Наверное, можно говорить, что в какой-то степени этот баланс должен соблюдаться, и для ускорения экономического роста более важны структурные меры, направленные на повышение эффективности экономической системы, а не попытка увеличить резко расходы в условиях, когда фактически государство себе этого на продолжительный период времени позволить не может. Поэтому сейчас я бы отнесся аккуратно к этому вопросу", — подчеркнул главный экономист ЕАБР.
Экономист Росбанка Евгений Кошелев солидарен с Лисоволиком. "То, что мы сейчас наблюдаем — это скорее пассивная сторона дефицита. И она очень опасна, потому что приходит к нам из-за недостатка доходов", — пояснил Кошелев.
"Во-первых, ситуация неустойчивая, и мы не можем финансировать такой дефицит из-за недостающих доходов. Значит, мы должны смириться с ситуацией, когда расходы будут сокращены. Если бы речь шла о стабильной нефти, и мы находились в ситуации, когда государство могло бы себе позволить дополнительные расходы в целях стимулирования экономического роста, то в таком случае мы могли бы себе позволить дефицит на какой-то период времени, то есть стимулирующая мера при достаточных и предсказуемых о доходах", — считает аналитик Росбанка.
При этом Кошелев отметил, что позиция российского Минфина состоит в том, что априори страна находится в ситуации, когда экономика подвержена рискам со стороны доходов и в этом случае наращивание расходов неэффективно.
"Поэтому, максимально что можно в этой ситуации сделать — просто вести адаптивную пассивную стратегию и просто перетерпеть. И при этом максимально применить усилия, чтобы сделать бюджет менее зависимым от нефтяных доходов", — добавил аналитик.
Бразилия — неудачный пример
Кошелев привел в пример опыт Бразилии, которая установила дефицит бюджета на уровне 10%. "Но у них стратегия на следующие пять лет практически ничем не отличается от нынешнего года: давление на ставки, на валюту, на рейтинги. Это неустойчивый сценарий развития", — посетовал эксперт. То есть, если нет выстроенной линии поведения в дальнейшем, то это чревато негативными последствиями для экономики и, в конечном счете, для бюджета страны, что можно наблюдать сейчас в Бразилии.
По оценке S&P, в 2015 году падение ВВП Бразилии составило 3,5%, по итогам 2016 года составит 3%.
"Больше чем уверен, что в Минфине нет намерения повторить траекторию Бразилии. Поэтому 10% — не исключаю, что такое может случиться, но больше чем уверен, что будут максимально стремиться избежать этих показателей. На горизонте двух-трех лет точно не выберут такую тактику — таргетировать большой дефицит. Скорее, будет таргет по сжатию дефицита в разумных каких-то переделах и взятие под контроль неэффективных расходов", — полагает аналитик Росбанка.