Активное военно-техническое сотрудничество между Россией и Ираном началось в 1990 году. По различным источникам, в 1990 году СССР поставил в Иран вооружений и военной техники на сумму от 733 миллионов до 890 миллионов долларов.
В 1990 году Иран получил 14 самолетов МиГ-29. Пик поставок авиатехники пришелся на 1991 год, когда было поставлено 12 фронтовых бомбардировщиков Су-24 и 20 истребителей МиГ-29/МиГ-29УБ. Еще шесть МиГ-29/МиГ29УБ Иран получил в 1993-1994 годах. В 1990-1991 годах для вооружения МиГ-29 были поставлены авиационные ракеты Р-27Р (350 единиц) и Р-60 (576 единиц). Еще 94 ракеты Р-27Р для МиГ-29 Иран получил из России в 1994 году.
В 1991 году в Иран были поставлены зенитные ракетные комплексы (ЗРК) С-200ВЭ и партия зенитных управляемых ракет для него.
В 1990-е годы Россия поставила Ирану три дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 877ЭКМ на общую сумму 750 миллионов долларов.
Согласно Регистру ООН, первую ДЭПЛ Иран получил в 1992 году, вторую в 1993 году и третью в 1996 году.
В 1993-1997 годах Россия поставила в Иран около 120 боевых машин пехоты (БМП-2), а также 800 противотанковых управляемых ракет (ПТУР 9М111) для них. Всего же с 1993 по 2005 год в Иран было поставлено около 500 БМП-2.
В 1993-1996 годах Иран получил из России 122 основных боевых танка (ОБТ) Т-72М1. Из них 100 ОБТ были поставлены в 1993 году, 20 — в 1994 году и два — в 1996 году. Также Россией было налажено в Иране лицензионное производство ОБТ Т-72. Последние поставки бронетехники из России были осуществлены в 1998 году, тогда Иран получил четыре танка Т-72, три БМП-2, две 140-миллиметровые артиллерийские системы и две ракетные пусковые установки или ракеты.
Объем торговли вооружениями и военной техникой России с Ираном оценивался в первой половине 1990-х годов в среднем 500 миллионами долларов в год.
30 июня 1995 года под давлением США был подписан меморандум между премьер-министром России Виктором Черномырдиным и вице-президентом США Альбертом Гором, в соответствии с которым Москва обязалась не заключать новых контрактов на поставки обычных вооружений в Иран, а исполнение уже заключенных контрактов завершить к концу 1999 года. До подписания меморандума обязательства России перед Ираном базировались на четырех межправительственных соглашениях, подписанных в 1989, 1990 и 1991 годах. По ним Москва должна была поставить Тегерану самолеты МиГ-29, Су-24МК, ДЭПЛ проекта 877ЭКМ (включая сооружение объектов берегового базирования для них), комплексы ПВО С-200ВЭ, а также наладить лицензионное производство танков Т-72 и боевых машин пехоты БМП-2.
Россия не успела реализовать в полном объеме уже подписанные контракты с Ираном до указанной в меморандуме даты — 31 декабря 1999 года. В результате Москва недополучила два миллиарда долларов. Помимо этого, Россия была вынуждена отказаться от поставок Ирану запчастей к вооружению и военной технике, которые она, согласно российско-иранским договоренностям, должна была поставлять до 2011 года.
Иран неоднократно давал понять России о желании восстановить двустороннее военно-техническое сотрудничество. В частности, в 1998 году Тегеран официально проинформировал Москву о желании закупить в России восемь дивизионов зенитных ракетных систем (ЗРС) С-300ПМУ1, 1000 переносных зенитных ракетных комплексов (ПЗРК) "Игла", 25 военно-транспортных вертолетов Ми-17-1В, восемь штурмовиков Су-25, а также зенитные ракетные системы С-300ВМ, радиолокационные станции "Гамма-ДЕ", "Каста-2Е2" и другое военное оборудование на сумму около двух миллиардов долларов. Однако действовавшее тогда российско-американское соглашение не позволило Москве подписать контракты на продажу этих вооружений.
В ноябре 2000 года Россия официально уведомила американскую администрацию об отказе с 1 декабря 2000 года от данных в 1995 году обязательств не поставлять в Иран обычные вооружения.
В ходе официального визита в Москву министра обороны Ирана в октябре 2001 года Россия и Иран подписали межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве, которое юридически определило рамки дальнейшего взаимодействия в этой сфере.
В 2001-2002 годах начались поставки боеприпасов и запчастей к самолетам МиГ-29 и Су-24МК, находящихся на вооружении ВВС Ирана.
С 2000 по 2003 год Улан-Удэнский авиазавод поставил в Иран 27 вертолетов Ми-171 в гражданском варианте (пять Ми-171 в 2000 году, 21 в 2001-2002 годах и один в 2003 году). В 2001 году Иран подписал с компанией "Рособоронэкспорт" новый контракт на приобретение 36 вертолетов Ми-171Ш, выполнение которого было завершено в 2004 году.
В 2003 году Улан-Удэнский авиазавод поставил в Иран три штурмовика Су-25УБК, в 2005 году был заключен еще один контракт на поставку трех самолетов Су-25УБТ.
В 2004 году "Курганмашзавод" поставил в Иран партию боевых машин пехоты — примерно 300 БМП-2 на сумму около 60 миллионов долларов.
В начале 2005 года Россия поставила в Иран три вертолета Ми-17 для санитарной службы, также был выполнен небольшой по объему контракт на поставку управляемых артиллерийских снарядов "Краснополь-М".
В декабре 2005 года Россия и Иран подписали контракт на поставку российского вооружения и военной техники на общую сумму более 1,4 миллиарда долларов. Речь шла о закупке 29 ЗРК "Тор-М1" на сумму 700 миллионов долларов. Кроме того, была достигнута договоренность о модернизации авиационной техники, находящейся на вооружении иранских ВВС. По неофициальным данным, авиационная часть контракта предусматривала ремонт и модернизацию 24 Су-24 (стоимость — около 300 миллионов долларов). Россия также планировала поставить для ВМС Ирана патрульные катера.
В конце декабря 2006 года Россия полностью завершила поставку 29 зенитных ракетных комплексов малой дальности "Тор-М1" (12 на автомобильном шасси и 17 на гусеничном шасси) в Иран. В феврале 2007 года была завершена поставка в Иран 1,2 тысячи ракет 9М331 и запасного имущества и приборов для этих комплексов.
По официально не подтвержденным данным, "Рособоронэкспорт" выступил посредником при продаже Ирану 200 танковых двигателей В-84МС (производятся ОАО "Челябинский тракторный завод — Уралтрак") на сумму 200 миллионов долларов для установки на иранские основные боевые танки "Зульфикар" (созданы на базе лицензионных российских Т-72С).
В 2007 году Россия подписала контракт на поставку Ирану пяти дивизионов ЗРС С-300ПМУ-1 в составе 40 пусковых установок на сумму около 800 миллионов долларов.
В середине декабря 2005 года в российских СМИ появились сообщения со ссылкой на источник в Федеральной службе по военно-техническому сотрудничеству о том, что Россия достигла также договоренности о поставках в Иран ЗРС "Печора-2А", а в ходе выставки "Айдекс-2005" Иран подал заявку на приобретение буксируемого артиллерийского орудия "Нона-К" калибра 120 миллиметров.
Сворачивание военно-технического сотрудничества между Россией и Ираном произошло в связи с подписанием президентом России Дмитрием Медведевым 22 сентября 2010 года указа о мерах по выполнению резолюции Советом Безопасности ООН №1929 от 9 июня 2010 года, которым предусматривался запрет использования территории России для транзитного перемещения (в том числе воздушным транспортом) вооружений в Иран, вывоз вооружений непосредственно с территории РФ, а также передача вооружений вне пределов страны с использованием морских и воздушных судов под Государственным флагом России.
Запрет касался практически всех видов обычных вооружений по классификации Регистра ООН — боевых танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра, боевых самолетов, боевых вертолетов, военных кораблей, ракет и ракетных систем, а также запчастей и средств материального обеспечения к этой технике. Запрет распространялся в том числе на ЗРС С-300ПМУ-1.
Потери России в результате сворачивания военно-технического сотрудничества с Ираном Центр анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО) оценивает в сумму от 11 до 13 миллиардов долларов. Этот объем включает как поставки по уже подписанным контрактам (до введения эмбарго на поставку вооружений Тегерану), так и упущенную выгоду от сворачивания программ по перспективным проектам.
В результате аннулирования соглашения на поставку пяти дивизионов ЗРС С-300ПМУ-1 на сумму около 800 миллионов долларов, Иран выдвинул штрафные санкции за нарушение контрактных обязательств на сумму, существенно превышающую стоимость контракта.
Эксперты оценивают общие потери России по тематике ПВО в пределах от 1,8 миллиарда до 2,2 миллиарда долларов, по военно-морской тематике — в пределах 2,2-3,2 миллиарда долларов, по авиационной тематике — 3,4-3,7 миллиарда долларов, по сухопутным вооружениям — 2,1-2,5 миллиарда долларов, по вертолетной тематике — около 1,1 миллиарда долларов, в сегменте поставок запчастей, сервисного обслуживания и текущего ремонта по поставленной ранее военной технике — 200-250 миллионов долларов. Потери от сворачивания сотрудничества в сегменте разработки космических систем связи и наблюдения за земной поверхностью оцениваются в 200 миллионов долларов.
После введения санкций единственной официально подтвержденной поставкой России является передача Ирану в октябре 2011 года станции радиотехнической разведки 1Л222 "Автобаза".
Урегулирование иранской "ядерной проблемы" дипломатическим путем привело к снятию большинства введенных ранее ограничений СБ ООН на торговлю с Тегераном. Тем не менее ограничения в сфере военно-технического сотрудничества остались. В частности, не сняты ограничения на поставки Ирану обычных вооружений: танков, боевых бронированных машин, артиллерийских систем большого калибра (от 100 миллиметров и выше), боевых самолетов и вертолетов, военных кораблей, ракет или ракетных систем. Поставка Тегерану этих вооружений может осуществляться только с предварительного разрешения Совбеза ООН. Эти ограничения будут действовать до 2020 года.
В настоящее время Тегеран передал Москве список военной техники и вооружений, которые иранские военные хотели бы приобрести. Речь идет о пакете контрактов на сумму не менее восьми миллиардов долларов. Но Россия вряд ли сможет поставить Ирану до 2020 года часть запрашиваемых систем вооружения.
Первым реальным шагом к восстановлению отношений в сфере военно-технического сотрудничества между Россией и Ираном стало перезаключение контракта на поставку ЗРС С-300ПМУ-2 и отзыв иска Тегерана к Москве по невыполнению предыдущего контракта по системам ПВО. Таким образом, Россия избавила себя от возможных штрафных санкций, поскольку Иран 13 апреля 2011 года подал иск в третейский суд Женевы против "Рособоронэкспорта" на сумму четыре миллиарда долларов за отказ от поставок систем ПВО С-300ПМУ-1. Сумма иска включала в себя стоимость контракта на поставку С-300ПМУ-1, подготовку иранцами систем для постановки комплексов на боевое дежурство и моральный ущерб. Кроме того, Тегеран также включил в эту сумму неустойки по контрактам с РФ с 1995 года, когда вследствие сделки Гор-Черномырдин ВТС между РФ и Ираном было заморожено.
Президент России Владимир Путин в апреле 2015 года снял запрет на поставку С-300 в Иран. В июне помощник президента по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин сообщил, что Москва и Тегеран готовят контракт на поставку С-300. В ноябре глава госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов заявил, что контракт вступил в силу.
Материал подготовлен на основе информации Центра анализа мировой торговли оружием (ЦАМТО)
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников