ЛУГАНСК, 12 фев — РИА Новости. Жители Донбасса говорят, что для пересечения линии соприкосновения нужно преодолеть "полосу препятствий". Так они в шутку называют единственный пункт пропуска между самопровозглашенной Луганской народной республикой и подконтрольной Киеву территорией в Станице Луганской. Несмотря на то, что принятые год назад в Минске договоренности предусматривают снятие Киевом блокады региона, очереди на КПП сохраняются.
"Почему я с паспортом гражданина Украины должна оформлять какое-то разрешение, ждать его неделями потом, идти, трусить, пропустят или нет", — возмущается стоящая в очереди на пункте пропуска женщина.
Единственный пункт пропуска
Желающие попасть в подконтрольные Киеву районы около 2 километров идут пешком, спускаются и поднимаются по самодельному деревянному мосту. Потом — посеченный осколками железный мост через реку Северский Донец, которая и является линией разграничения. После — очередь и паспортный контроль.
"Я ехала хоть кое-что забрать с дачи своей, она ж теперь за границей — на Украине… Машинку швейную забрала, чтоб вечера коротать… Да и жалко бросать, вдруг своруют машинку мою…. Я ведь год на дачу не ездила", — грустно шутит 80-летняя старушка.
Она с опаской смотрит на стоящий впереди деревянный мост, по которому взбираются люди с тяжелыми сумками. Через несколько минут женщине тоже предстоит пройти по нему.
"Внук помог, по интернету пропуск мне заказал. Я ж сама ничего не понимаю в компьютере… Я получила и по пропуску прошла. Разве ж пенсионер, у которого внука нет, закажет себе такой пропуск? Нет, конечно!" — жалуется она.
Стоящие в очереди опасаются, что украинские силовики вообще могут закрыть пункт пропуска.
"Если закроют, не знаю, как будем — в обход по минам, вплавь через Донец. Мы ж не можем родных вообще не видеть… Мы, как внуки растут, не видим. Разделяет нас всего 20 километров, а добираемся мы к ним по четыре – пять часов", — возмущаются в очереди.
Люди возвращаются
По словам председатель отделения общественного движения "Мир Луганщине" Ольги Пащенко, до подписания Минских соглашений поселок Веселая гора, расположенный у линии соприкосновения, регулярно подвергался обстрелам.
"Хвастаться, что все хорошо — не можем. Естественно, есть проблемы, но, Слава Богу, не летают снаряды", — говорит она.
В результате обстрелов из почти 1,5 тысячи местных жителей к январю 2015 года в поселке остались только 200 человек.
"Было очень много разрушений. Вот часть дома накрыли брезентом. Вот детский сад, в котором благодаря гуманитарной помощи нам сделали новую крышу, в школе поставили окна. Это очень приятно, когда что-то делается. Год назад, в конце января, люди уже просто были в панике после всех этих разрушений, а сейчас надеемся, что жизнь налаживается", — рассказала Пащенко.
По ее словам, Веселую гору и сейчас периодически обстреливают, но люди начинают возвращаться. На данный момент в поселке уже около 400 жителей.
"Многие живут до сих пор в Луганске в общежитиях, так как нет такой обстановки, все равно, которая позволила бы вернуться… Мы почти вплотную к украинским позициям. Посмотрите, через речку дома в Счастье (город под контролем украинских силовиков — ред.) видны", — показала женщина в сторону Северского Донца.
Пащенко добавила, что очень тяжело жить, опасаясь возобновления боев.
"Малейший шорох, попугай в клетке затарахтит, а меня трусит, что стреляют. Я сделала такой вывод, раньше, когда нас бомбили год назад. Мы сидели в подвалах, и не так боялись — еще не понимали, что это. А теперь боимся повторения. Этот год тише, конечно, после подписания перемирия, но все равно, стреляют. Все время в напряжении", — уточняет она.
Не страшно тут жить
Пащенко познакомила нас с мальчиком Вовой. Он и маленькая Диана — единственные ученики поселковой школы.
"А мне не страшно тут жить. Вот утром как-то, когда я спал, начали стрелять. Мы с мамой просто в коридор побежали, спрятались, а окна разбило. Но я не боюсь. Просто не с кем гулять и на улицу выхожу редко, только с собакой. Она одна боится на улицу выходить после обстрелов. Хочется, чтоб друзья вернулись", — говорит Вова.
Жители Веселый горы с нетерпением ждут, когда в Донбассе, наконец, установится мир.
"Главное, чтоб был результат, чтоб был мир, чтоб мы свободно и без страха жили на своей земле, работали, и снова смогли слышать детский смех в Веселой горе", — говорят местные жители.