О последствиях ядерного испытания и запуска ракеты в КНДР, возможности введения санкций против Пхеньяна, планах Южной Кореи разместить на своей территории американские ракеты-перехватчики и радары, а также о главном празднике российских дипломатов – Дне дипломатического работника в интервью РИА Новости рассказал посол России в Сеуле Александр Тимонин.
— Как российское посольство в Сеуле отмечает День дипломата? Есть ли у нашей дипмиссии какие-то свои традиции, связанные с этим праздником?
— Как и многие другие российские посольства, мы ежегодно отмечаем День дипломатического работника проведением целого комплекса различных мероприятий, главное из которых – прием с участием представителей южнокорейских политических, деловых и общественных кругов, а также дипкорпуса. Кроме того, организуем интервью и брифинги для южнокорейских СМИ, посвященные истории, современным достижениям и задачам российской дипломатии. В школе при посольстве проходят встречи дипломатов с учащимися, спортивные соревнования, посвященные этому знаменательному дню.
Несмотря на то, что история дипотношений между Республикой Корея и современной Россией насчитывает немногим более 25 лет, а сам День дипломатического работника еще более молодой, у нас уже есть собственные традиции, которыми мы по праву гордимся. Например, каждый год накануне праздника сотрудники посольства и учащиеся школы при посольстве во главе с послом посещают сеульское кладбище "Янхваджин" и возлагают цветы к могиле Сергея Виссарионовича Чиркина – блестящего российского дипломата, в начале XX века работавшего на различных постах в российском посольстве в Корее и ряде других стран.
Неотъемлемой частью торжественных мероприятий, приуроченных к Дню дипломатического работника, является также посещение российскими дипломатами и сотрудниками аппарата военного атташе места последнего боя российского крейсера "Варяг" и канонерской лодки "Кореец" вблизи г. Инчхона (бывшего Чемульпо) и возложение цветов к установленному в Инчхоне в 2004 году памятнику героически погибшим российским морякам. И дело здесь не в простом совпадении дат (сражение произошло 9 февраля 1904 года). Как известно, "Варяг" и "Кореец" находились в Чемульпо не столько с военной, сколько с ответственной дипломатической миссией: они должны были содействовать обеспечению безопасности российской дипмиссии в Сеуле и своим присутствием оберегать независимость Кореи от колониальных посягательств других стран. Именно поэтому российские корабли и стали объектом вероломного нападения в первый день Русско-японской войны.
— Остались ли еще на карте места, которые вам хотелось бы посетить?
— На дипломатической работе в Республике Корея я более 13 лет. Это достаточный период для того, чтобы побывать в различных уголках этой замечательной страны. Разумеется, на карте еще немало мест, которые можно было бы посетить. Думаю, однако, что наиболее известные города и достопримечательности мне уже удалось увидеть и даже запечатлеть на фотографиях.
— Какова реакция российской стороны на осуществленный КНДР пуск ракеты-носителя?
— К сожалению, руководство КНДР не прислушалось к призывам России и мирового сообщества воздержаться от действий, направленных на обострение ситуации, и осуществило 7 февраля пуск ракеты-носителя. Не могу не отметить, что этот недальновидный шаг чреват серьезным обострением ситуации на Корейском полуострове и во всей Северо-Восточной Азии и, безусловно, может быть использован в своих интересах теми, кто делает ставку на блоковую политику и наращивание военного противостояния. Наша официальная позиция уже была обозначена в заявлении МИД России от 7 февраля: избранный Пхеньяном курс не может не вызывать решительного протеста, и мы настоятельно рекомендуем руководству КНДР задуматься над тем, отвечает ли интересам страны политика противопоставления себя всему международному сообществу.
Вместе с тем хотел бы подчеркнуть безальтернативность политико-дипломатического урегулирования всех проблем Корейского полуострова. Уверен, что оптимальным форматом, позволяющим вести поиск путей выхода из нынешней кризисной ситуации в Корее, по-прежнему остаются шестисторонние переговоры.
— Угрожает ли обсуждаемое размещение в Южной Корее американской системы THAAD безопасности России и будет ли российская сторона принимать в связи с этим какие-либо меры?
Что же касается мер, которые Россия могла бы предпринять в случае развертывания противоракетных комплексов или РЛС на территории РК, то, на мой взгляд, говорить об этом сегодня преждевременно. Будем внимательно наблюдать за развитием ситуации и делать выводы, исходя из действительного положения вещей.
— Ранее вы говорили, что РФ выступает против ужесточения экономических санкций в отношении КНДР. А какие меры тогда может принять мировое сообщество, если данные о ядерном взрыве в Северной Корее подтвердятся? Опять ограничиться только осуждением?
— В России исходят из того, что проведенные в КНДР ядерное испытание и ракетный пуск явились грубым нарушением предыдущих резолюций Совбеза ООН и не могут быть оставлены без соответствующей реакции со стороны международного сообщества.
Что же касается санкций в отношении КНДР, то, по моему мнению, они не должны наносить ущерб северокорейским гражданам, а также деятельности аккредитованных в Пхеньяне дипмиссий. Уверен также, что нельзя допустить того, чтобы под видом санкций была введена полная международная изоляция Пхеньяна и тем самым закрыта перспектива политико-дипломатического урегулирования ядерной проблемы Корейского полуострова.