Павел Гайков, для МИА "Россия сегодня"
Хорошо забытое старое
В татарском райцентре Тетюши живет 11 тысяч человек, и еще столько же – в окрестностях. Если местный парень захочет пригласить местную девушку на новый фильм в настоящий кинотеатр с 3D, комфортными креслами, качественным звуком и попкорном, то для начала их ждет романтическое путешествие по бездорожью: 120 километров до Ульяновска или 165 — до Казани. В советские годы в Тетюшах был кинотеатр "Октябрь", сегодня вместо него – культурно-развлекательный центр "Новый век" на 180 мест, где проходят концерты и дискотеки, и иногда показывают кино с DVD-дисков. "Раньше у нас была огромная киносеть, очень много было зрителей, – вспоминает директор Александр Ложкин. – Теперь от "Татар-кино" остался только один полноценный кинотеатр – однозальный "Мир" в Казани, премьеры фильмов бывают только там. До нас новые картины доходят в лучшем случае спустя несколько недель после премьеры".
А вот в городе Новый Оскол Белгородской области, где живет 19 тысяч человек, в местном дворце культуры есть 450 современных мягких кресел и отличный звук Dolby Surround, но новое кино и здесь не показывают. С тех пор, как фильмы стали выпускать только в цифровом формате, местный плёночный проектор оказался практически бесполезен.
Такая же ситуация и в городе Чердаклы Ульяновской области с населением более 11 тысяч человек: хороший зал есть, а цифрового проектора нет.
В декабре прошлого года после запуска федеральной программы кинофикации малых городов у этих трёх и ещё 140 региональных залов по всей стране появился шанс встроиться в современную систему кинопоказа. Как только директор чердаклинского дома культуры Сергей Юденичев узнал, что его заявка прошла конкурс, он отправился в Москву: "Очень много народу было, из Сибири — отовсюду! – описывает свою поездку Сергей Александрович. – 29 и 30 декабря сотрудники Фонда кино, бедные, трудились без перерыва с утра до вечера. Я общался с коллегами, кто-то честно признавался, что даже не понимает, для чего решил участвовать в программе: будем пытаться – говорили они. Это же здорово: ничего не было, и вот появляется кинотеатр. Тем более, что происходит это в Год кино".
В последний раз столь масштабная программа кинофикации страны проходила в 70-е годы прошлого века. Региональным кинозалам уже перечислили до 5 миллионов рублей каждому, которые они могут потратить на приобретение и установку цифрового оборудования. Большинство выбирают 3D.
Одно из главных условий – учреждения, включившиеся в программу, до 2018 года должны отдавать минимум половину сеансов отечественным фильмам. С одной стороны, условие непростое: согласно статистике, сегодня российские фильмы выбирает меньшинство – не более 20% зрителей. В топ-10 самых кассовых фильмов 2015 года российских лент нет. Но руководство залов, в которых новых фильмов не было годами, это не смущает:
"Наоборот, мы сами этого хотим, – убеждает директор дворца культуры "Новый Оскол" Наталья Шаульская. – Мы проводили тестирование и уже ведем работу с нашими, я надеюсь, будущими зрителями. Сейчас есть неплохое российское кино, которое мы будем показывать с большим удовольствием. До 60% довести долю вполне реально. Первый фильм надеемся показать уже в конце весны".
"Мы ездим в кинотеатры, смотрим, сколько там российских фильмов, как они работают, – добавляет Сергей Юденичев. – Взять недавнюю комедию "Самый лучший день" – она сработала лучше, чем большинство голливудских фильмов. Но дело не только в коммерции. Мы хотим показывать российские фильмы, чтобы наш зритель развивался, и знал, что наша киноиндустрия тоже не стоит на месте".
Территория ТВ
Кинофикация регионов, с одной стороны, — социальная программа, с другой – способ поддержать отечественную киноиндустрию. Почти каждый кинопродюсер в стране скажет, что работающие на сегодняшний день 4000 современных кинозалов – это слишком мало в условиях тяжелой конкуренции с голливудскими фильмами: у тех и производство масштабнее, и рекламные бюджеты внушительнее.
Все двухтысячные годы число цифровых кинозалов в России стабильно росло – в среднем на 15-20% в год. Но в последнее время этот процесс забуксовал. Развитие коммерческого кинопоказа достигло потолка: в больших городах кинотеатров уже в избытке, а в 80% средних городов есть как минимум один кинотеатр.
Коммерческое строительство и содержание кинотеатров в малых городах нерентабельно – без господдержки им не выжить.
Причина не только в численности и доходах населения, но и в образе жизни: в малых городах нет студентов высших учебных заведений – основной аудитории кинотеатров. Люди предпочитают смотреть телевизор или пользоваться интернетом (там, где он есть), и раньше ложиться спать.
Согласно статистике, в малых городах люди ходят в кино в среднем не больше полутора раз в год. "В крупных городах этот показатель в среднем 3–5 посещений, в некоторых городах он даже доходит до 9 на одного жителя в год, — утверждает генеральный директор "Невафильм Research" Олег Березин. – Здесь нет ничего удивительного. Даже в советские годы посещаемость кинотеатров в малых городах была в десять раз ниже, чем в крупных".
Прибыль от развития регионального показа не так очевидна. 143 новых кинозала, которые уже профинансировал Минкульт, – это 4% от всех кинозалов в стране, с их открытием посещаемость увеличится всего на 0,5 % (данные "Невафильм Research"), и цена билета здесь будет в несколько раз ниже, чем в крупных городах.
Тем не менее в 2016-м году Министерство намерено потратить еще 1,5 млрд рублей на новые площадки. 39 современных кинозалов появятся в новых ДК, которые сейчас строятся или реставрируются на федеральные средства. И еще 200 миллионов рублей пойдут на организацию системы кинопоказа в 24 цирках страны, первые из которых должны заработать уже к лету этого года.