Рейтинг@Mail.ru
Почему Россия претендует на Арктику? - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Почему Россия претендует на Арктику?

© Фото : из коллекции Музея современной истории РоссииЛагерь воздушной экспедиции под руководством профессора Гаккеля Я.Я. 1948
Лагерь воздушной экспедиции под руководством профессора Гаккеля Я.Я. 1948
Читать ria.ru в
Дзен
Об основных этапах исследования Арктики русскими учеными и путешественниками рассказывает генеральный директор Музея современной истории России Ирина Великанова.

Ирина Великанова, генеральный директор Музея современной истории России, для МИА "Россия сегодня"

9 февраля 2016 года в Комиссии ООН состоится презентация заявки России на расширение границ континентального шельфа в Северном Ледовитом океане. Претензии России на Арктику вполне обоснованы: ведь история российского освоения арктического региона насчитывает не одну сотню лет.

Бескрайняя ледяная пустыня, удивительный животный мир, самобытная культура коренных обитателей Крайнего Севера и передовые технологии – атомные ледоколы, морские газовые и нефтяные платформы. Это Арктика сегодня. И главное – здесь живут отважные, преданные своему делу люди, влюбленные в этот суровый край.

Арктика – это ресурсная кладовая общенационального и международного масштаба. Здесь проходят трассы Северного морского пути – кратчайшего морского пути между Восточной Азией и Европой. Под арктическими льдами скрываются биоресуры, огромные запасы углеводородов, другие природные сокровища.

Поэтому вполне объяснимо пристальное внимание многих держав к этому региону. По прогнозам ученых, уже в ближайшие десятилетия большая часть водного пространства Арктики освободится ото льдов. Это откроет перспективы разработки залежей природных ископаемых на арктическом шельфе и получения значительных доходов от развития морских перевозок.

© Фото : из коллекции Музея современной истории РоссииКарта научных станций на дрейфующих льдах в Центральной Арктике. 1957
Карта научных станций на дрейфующих льдах в Центральной Арктике. 1957

Арктика становится ареной ожесточенной конкуренции граничащих с ней государств. США, Канада, Норвегия, Дания, а с недавних пор еще и Китай наращивают здесь свое научное, экономическое, и – что важно — военное присутствие. В последние годы и Россия активизировала свои действия в Арктике.

История арктических путешествий и исследований насчитывает не одно столетие. По мнению некоторых исследователей, русские первопроходцы – поморы – начали осваивать эти края уже в XI веке, добираясь по течению северных рек до побережья Белого и Карского морей. Первые письменные источники, свидетельствующие об истории освоения арктических просторов, относятся к середине XVI века, когда в поисках северного пути в страны Востока сюда проникли англичане. Через несколько десятилетий к ним присоединились и предприимчивые голландцы во главе с Вильямом Баренцем.

Однако первым идею использования акватории Северного Ледовитого океана для морского сообщения между Европой и Азией высказал в 1525 году наш соотечественник — русский дипломат Дмитрий Герасимов. В 1648 г. Семён Дежнёв с экспедицией впервые в истории достиг на поморских судах-кочах пролива, разделяющего берега Азии и Америки. Таким образом, весь Северный морской путь от начала до конца был пройден русскими первопроходцами.

© Фото : из коллекции Музея современной истории РоссииПромежуточная станция на льдах Центральной Арктики. Установка первой палатки. 1954
Промежуточная станция на льдах Центральной Арктики. Установка первой палатки. 1954

Начало систематическому изучению северного побережья России положил указ Петра I об организации "Сибирской экспедиции" (1724 г.). Первой попыткой комплексного исследования российской Арктики стала Северная экспедиция под руководством Витуса Беринга, братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых, Степана Малыгина, Семена Челюскина и др. (1733 — 1743 гг.). В 1746 г. по ее материалам была составлена "Карта генеральная Российской империи, северных и восточных берегов, прилежащих к Северному Ледовитому и Восточному океанам с частью вновь найденных через морские плавания западных американских берегов и острова Япона".

В начале XX века исследования Арктики вновь активизировались. В 1913–1915 гг. гидрографическая экспедиция под руководством Бориса Андреевича Вилькицкого открыла архипелаг Северная Земля, а затем совершила первое в истории плавание северным путем из Владивостока в Архангельск.

Даже в условиях революционного хаоса и гражданской войны внимание к Арктике не ослабевало. В 1919 году в Сибири правительство адмирала Александра Васильевича Колчака (также крупного полярного исследователя) создало Комитет Северного морского пути ("Комсеверопуть"), перед которым ставилась задача продолжения исследовательских работ в Арктике, осуществления товарообменных экспедиций из стран Европы и Европейской части России в Западную Сибирь.

В Советской России с самого начала исследование Арктики оказалось среди приоритетных направлений. В 1930 году был создан Всесоюзный арктический институт при Президиуме ЦИК, который возглавил известный учёный и государственный деятель Отто Юльевич Шмидт. Разработанный им план подготовки арктического судоходства одобрила Арктическая комиссия при Совнаркоме.

Программа исследования Арктики стала особенно интенсивно реализовываться в годы первых пятилеток. В 1932 году ледокольный пароход "Александр Сибиряков" совершил первое сквозное плавание от Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию.

Вскоре было учреждено Главное управление Северного морского пути, которое организовывало изыскание и освоение природных ресурсов в Арктике. В европейской части страны его территория охватывала острова и моря Северного Ледовитого океана, а в азиатской — всю материковую территорию к северу от 62-й параллели.

Экспедиция под руководством Ивана Дмитриевича Папанина работала на первой в мире полярной научно-исследовательской дрейфующей станции "Северный полюс-1" в 1937-38 гг.

© Фото : из коллекции Музея современной истории РоссииОбщий вид дрейфующей станции Северный полюс - 6. 1957
Общий вид дрейфующей станции Северный полюс - 6. 1957

Великая Отечественная война затронула и Арктику. Многие моряки, работавшие на судах Северного морского пути, были мобилизованы и ушли на фронт. В арктических водах немецкие военные корабли и подводные лодки пытались уничтожить морские конвои союзников с грузами для СССР. Однако суда с гражданскими и военными грузами шли как с запада на восток, так и в обратном направлении. Из портов Арктики вывозили грузы не только в отечественные порты, но и в порты Англии и США.

Начиная с 1950-х годов, в Арктике стали активно строиться полярные станции, промышленные предприятия, аэродромы и порты. Трасса Северного морского пути вновь заработала — объем грузоперевозок достиг 444 тысяч тонн. Масштабы арктических грузоперевозок росли из года в год и достигли к 1987 г. 6,7 млн. тонн. Во льдах арктического бассейна круглогодично работали четыре атомных ледокола: "Ленин", "Арктика", "Сибирь" и "Россия". Заканчивалось строительство еще четырех атомоходов – "Советский Союз", "Таймыр", "Вайгач" и "Ямал". Планировалась постройка очередного атомохода "50 лет Победы". Самолеты ледовой разведки и бортовые вертолеты (они в те времена были почти на каждом ледоколе) оказывали помощь в проводке караванов и отдельных судов в автономном плавании.

Резкий спад экономики во время перестройки отразился и на транспортной и научной активности в Арктике. Значительно сократился объем грузоперевозок по трассе Северного морского пути: в начале 1990-х годов прошлого века он снизился более чем в 4 раза по сравнению с 1987 годом, упав до 1,5 миллионов тонн. Это привело к кризису всей системы по доставке грузов в заполярные порты. Закрылись, а точнее, были брошены многие полярные станции, перестали работать дрейфующие. По сути, завоз грузов морским транспортом в Якутию, на Колыму, Индигирку и другие районы опустился до нулевой отметки.

На плаву держался лишь Норильский горнометаллургический комбинат: из полутора миллионов грузов, перевозимых по Северному морскому пути в 1990-е годы, большую часть составляли грузы именно этого предприятия. Большинство ультрасовременных судов арктического плавания типа "Норильск", имевшихся в Мурманском и Дальневосточном пароходстве, было тогда распродано или ушло в офшор.

Сегодня арктический флот, в том числе ледокольный, кардинально обновляется. В 2014 г. грузооборот по трассе Северного морского пути составил 3, 7 млн. тонн. Проводку судов обеспечивают 6 линейных, 4 атомных и 2 дизельных ледокола. Россия сейчас является лидером в области строительства атомного ледокольного флота. В рамках федеральных целевых программ запланировано строительство одного универсального атомного ледокола мощностью 60 МВт, а также строительство 4 линейных дизель-электрических ледоколов.

Дополнительные материалы, посвященные арктической теме, можно найти в февральском номере журнала "Живая история", выпускаемого Музеем современной истории России.

© Фото : из коллекции Музея современной истории РоссииНаполнение водородом шаропилотной оболочки сотрудником СП-6. 1957
Наполнение водородом шаропилотной оболочки сотрудником СП-6. 1957
 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала