МОСКВА, 5 фев — РИА Новости. Официальные контакты по линии Россия-НАТО по-прежнему заморожены, но некоторые страны альянса все же идут навстречу РФ, не афишируя своих шагов из-за опасений жесткой реакции Брюсселя. Возможным итогом предпринятых попыток сближения станет проведение встречи Совета Россия-НАТО уже в ближайшее время, заявил журналистам в пятницу заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов.
На специальном брифинге в Минобороны РФ замминистра отметил, что потепления отношений между РФ и НАТО пока нет, но военные ведомства ряда стран Западной Европы, тем не менее, предпринимают шаги по восстановлению взаимодействия с Минобороны России.
"Только за последние два месяца мы приняли в Москве несколько высокопоставленных делегаций, на переговорах с которыми обсуждались перспективы возобновления военных контактов. Мы от такой работы не уходим, наоборот, приветствуем ее", — сказал Антонов.
Он также подчеркнул, что российская сторона настаивает на том, "что возобновление сотрудничества не должно сопровождаться усилением военной активности НАТО вблизи российских границ".
По словам Антонова, прорыву в отношениях РФ с альянсом мешают "жесткие окрики из Брюсселя", из-за которых некоторые страны просят не афишировать военные контакты с Россией и международное военное сотрудничество по-прежнему осуществляется в усложняющейся военно-политической обстановке.
"Вал натовских попыток изоляции России дал трещину. Прошла встреча министров обороны России и Франции, а позднее и начальников генеральных штабов двух стран. Генерал армии Валерий Герасимов дважды разговаривал со своим коллегой из США. У нас уже были высокопоставленные делегации из Великобритании, Германии, Швейцарии. Приезжали представители и других стран, но из-за жестких окриков из Брюсселя они просят пока не афишировать контакты", — заявил заместитель министра.
"Все, что предполагается в ближайшее время, — это по линии министерства иностранных дел провести встречу Совета Россия-НАТО. Я думаю, что она состоится", — сказал Антонов.
По его словам, в Минобороны рассчитывают, что встреча Совета "будет, по крайней мере, сигналом для наших коллег — задуматься о будущем наших взаимоотношений", ведь в настоящее время никаких контактов между Россией и альянсом нет.
Причиной тому, как отметил замминистра, служит желание стран НАТО выстраивать отношения с Россией с позиции силы, сопровождаемое заявлениями официальных лиц альянса о том, что возобновление каналов диалога с Москвой по военной деятельности невозможно.
"Мы внимательно анализируем заявления руководства НАТО и входящих в альянс государств в отношении перспектив взаимодействия. В альянсе все громче озвучивают "двухтрековый" подход: восстановление каналов диалога с Москвой, прежде всего по транспарентности военной деятельности, при параллельном "сдерживании" России. По сути с нами собираются строить отношения с позиции силы", — сказал Антонов.
"В будущем разговоре с НАТО мы не оставим без внимания негативное влияние действий блока на возможности поддержания глобальной и региональной безопасности… Мы заинтересованы в военном сотрудничестве со странами НАТО в той же степени, что и коллеги из государств альянса. Мы не готовы сотрудничать лишь по вопросам, которые представляют интерес для государств Североатлантического альянса", — отметил Антонов.
Бесконтрольное вооружение
В своем выступлении замминистра коснулся и темы контроля над обычным вооружением в Европе. По его словам, прорыва в переговорах по данному вопросу ожидать не стоит, поскольку антироссийская направленность учений НАТО делает их неактуальными.
"Усиление обязательств в сфере контроля над вооружениями полагаем нецелесообразным — на фоне антироссийской направленности натовских учебно-тренировочных мероприятий, свертывания контактов по военной линии между НАТО и Россией Венский документ модернизировать нет смысла", — подчеркнул Антонов.
"Мы, в частности, информируем ОБСЕ о проведении внезапных проверок, что не требуется Венским документом, о проведении крупномасштабных учений, проводим брифинги для военных атташе по итогам мероприятий боевой подготовки. Провели брифинг в Вене по новой редакции военной доктрины РФ в рамках "Диалога в области безопасности", — отметил замминистра обороны РФ.
Он также предположил, что толчком к возобновлению диалога по контролю над вооружениями в Европе может послужить изменение принципов контрольного механизма, использованных в ДОВСЕ.
"Сегодня обычные вооружения сравнимы по потенциалу с ядерным оружием, перечень "стратегических" систем расширяется — подсчетами пушек и танков ограничиться нельзя", — подчеркнул Антонов.
Отдельно замминистра остановился на теме соблюдения норм международного права Турцией в случае участия ВВС этой страны в антитеррористической операции в Сирии. Он подчеркнул, что турецкая авиация должна в полной мере придерживаться положений российско-американского меморандума о безопасности полетов в САР.
Антонов напомнил, что в рамках меморандума американская сторона обязалась не только проинформировать всех участников коалиции о существе договоренностей, но и гарантировать, что все ее участники будут строго руководствоваться положениями этого документа.
"У нас есть письменное подтверждение от США, что все формальности во взаимоотношениях с партнерами Вашингтон выполнил… Однако турецкие военные, которые формально входят в американскую коалицию, отказались подтвердить свою приверженность меморандуму, заявив, что данный вопрос относится к компетенции МИД. Более того, они в одностороннем порядке заблокировали линию "горячей связи", не отвечая на наши срочные запросы. В итоге 24 ноября ВВС Турции вероломно был сбит российский бомбардировщик, погибли российские военнослужащие", — добавил замминистра.
Еще одним фактором роста напряженности в регионе, как отметил Антонов, являются систематические нарушения Турцией договора по открытому небу, которые создают негативный прецедент. При этом замглавы российского оборонного ведомства напомнил, что отказ в проведении наблюдательного полета РФ над территорией Турции — не первый случай нарушения международных обязательств со стороны официальной Анкары.
"Начиная с февраля 2013 года, турки закрыли для наблюдения позиции ЗРК "Пэтриот" на юге Турции. В 2014 году группа сопровождения Турции заявляла о невозможности обеспечить безопасность полетов в отдельных районах воздушного пространства страны, ссылаясь на интенсивные полеты боевой авиации, задействованные в антитеррористической операции", — рассказал замминистра обороны.
Нарушения договора продолжились и в октябре 2015 года, когда Турция рекомендовала "в обязательном порядке отложить" российскую миссию наблюдения по причине проведения операции по безопасности, а затем закрыла для российского самолета наблюдения часть воздушного пространства вдоль сирийской границы.