ОСМАН (Сирия), 4 фев — РИА Новости, Михаил Алаеддин. Сирийские правительственные войска в минувшую среду начали операцию по освобождению населенного пункта Осман. Это городок, прилегающий к административному центру Дераа в 13 километрах от границы с Иорданией. Наступление идет под прикрытием авиации и артиллерии.
Удар на юг
Южный городок Дераа встречает пыльными пустынными улицами. На пути мелькают дома с интересной архитектурой, но часть зданий наполовину разрушены. Уже за несколько километров от города видны клубы дыма, то и дело доносятся разрывы снарядов. Едем на эти звуки, как по компасу.
Место, где решается судьба южного сирийского фронта, прилегает к Дераа и называется Осман или Отман — транскрипции с арабского верны. Там воюют террористы из группировки "Джебхат ан-Нусра" (запрещенной в РФ) и несколько союзных ей бандформирований.
Осман решили штурмовать не из-за названия, которое ассоциируется с Турцией, которая в последние годы стала одним из самых враждебных государств Сирии. Дело в стратегическом положении поселения: оно находится на трассе, которая используется как артерия, связывающая Дамаск с южными провинциями. Ее надо освободить, что бы южная группировка правительственных войск могла полноценно снабжаться.
В оперативном штабе командования сирийской армии офицеры с напряженными лицами мелькали в коридорах и кабинетах. Штурмовая операция началась несколько часов назад.
На оперативной карте видно, какие группы где работают, операция спланирована до мелочей. Однако судя по количеству прилетающих в нашу сторону снарядов, все идет не так гладко, как хотелось бы.
Бастион "Черной мечети"
"Черное пятно на карте" решено подавить ракетами. Узнав, где идет наступление в этом квадрате, нам разрешают дойти до передовой линии, на которой закрепились штурмовые группы и узнать, как действительно у ребят дела на передовой.
Машины из штаба вылетают как "ошпаренные", мчась вперед по разбитой дороге через лабиринты песчаных насыпей. На подъезде к Осману — маленький разрушенный детский парк развлечений с говорящей надписью: "Добро пожаловать в райский город".
Нашу машину пришлось спрятать за горой с песком, где меньше всего вероятности, что прилетит мина. Дальше пешком. Делимся на две группы и бежим дворами через дыры в стенах.
Или везенье подвело, или "глаза" моджахедов нас заметили на подъезде. Преодолевая небольшой открытый участок по правую руку тревожно близко один за другим начинают падать снаряды. Мы с первой группой пробегаем не останавливаясь. Ложимся в укрытие за домом, вторая группа, не успев проскочить, затаилась на той стороне.
Если враг не сдается
Пока ждали своих, с передовой в нашу сторону шел отряд уставших, измазанных копотью солдат. Спрашиваем командира, как идет наступление?
Командир советует нам уйти с открытого места и приказывает своим бойцам двигаться дальше. Тут уже подоспела наша вторая группа.
"Друзья, нам опять бежать до передовой позиции. Давайте расстанемся, и с интервалами, на случай, если нас заметит снайпер или прилетит мина. Так будет лучше", — предлагает наш проводник. Возражений ни у кого не было.
На передовой танки и зенитная установка "Шилка" рушили дома с огневыми точками. Но и по ту сторону баррикад было достаточно "железа", чтобы ответить.
Большинство сирийских бойцов не были новобранцами, их перебросили из городка Шейх-Мискин. Населенный пункт, расположенный в 30 километрах ближе к Дамаску, еще две недели назад был главным оплотом террористов в южной провинции. Но армии при поддержке ополчения удалось освободить его с минимальными потерями.
"Здесь ситуация сложней, чем в Шейх-Мискин, боевиков, как и там до 2 тысяч, но здесь у них тоннели и больше оружия. Но мои бойцы решительно настроены, поэтому будем прорываться", — говорит один из офицеров.
Перебегая от дома к дому стрельба не прекращается. На прицеле ставшая знаменитостью Черная мечеть. Хотя с виду ничего черного в ней нет. В амбразуру видно сильно потрепанное здание из белого камня с зеленой крышей.
После начала наступления армии на южном направлении начали испытывать проблемы террористы, засевшие в пригороде Дамаска. Городки на юге столицы, где окопались псевдореволюционеры, снабжались в основном боеприпасами и подкреплением через иорданскую границу, которая в Дераа контролируется террористической группировкой "Джебхат ан-Нусра". Теперь в кварталах Дараа террористы стреляют только в крайнем случае — считают каждый патрон.
Командующий: мы не остановимся
Военные закрепились в зданиях рядом с Черной мечетью. Выстрелов в нашу сторону поубавилось. Но нервничать заставляли новые разрывы мин.
По возвращении в штаб удача улыбнулась, и командующий наступлением бригадный генерал смог уделить время и рассказать о картине происходящего.
"Спецподразделения 15-й дивизии сирийской армии согласно приказу командования приступили к наступательной операции в городе Осман с целью освобождения данного населенного пункта от террористических группировок. Сегодня утром наши подразделения замкнули кольцо у западной части города. Заняли стратегические позиции на трассе Осман-Тафас-Ядуде. Таким образом, террористы в городке оказались под огнем со всех сторон. После чего штурмовые отряды приступили к исполнению своих задач — продвижение с юга на север города. Наши группы идут в наступление с трех сторон и уже контролируют 15 объектов в городе. С Божьей помощью мы в ближайшие дни полностью зачистим город. И мы не остановимся на этом. И продолжим наступать, пока не освободим все поселения провинции Дераа", — отчеканил генерал.
Боевики, по словам одного из офицеров, таким образом демонстрируют, что они на грани поражения. "Биться с армией лицом к лицу им духу не хватает. А вот закидывать бомбами мирных жителей и взрывать себя и машины в жилых кварталах — это их метод", — со злостью говорит нам лейтенант Ахмад Ибрагим.
Прифронтовой госпиталь
Переждав интенсивный обстрел, едем в больницу узнать подробности и поговорить с пострадавшими. Госпиталь находится в другой части города, там тоже фронт, всего в 200 метрах от лазарета.
В больнице суета: кто-то рыдает, кто-то с каменным лицом ждет вестей о судьбе близких. В одной из палат лежат два ребенка и пожилая женщина, пострадавшие от минометного обстрела.
"Эти два мальчика — не братья. Один из них мой сын, а второго забрали с соседней улицы. Но мест в больницы мало, и их просто положили на одну кровать", — рассказывает взволнованная женщина.
"Пока мы играли, упала мина. Кусочек от нее попал мне в лоб, еще один — в руку", — показывая свои ранения, говорит мальчишка с виду лет шести.
"На сегодня к нам поступило 58 раненых. Ранения легкой и средней тяжести. Восемь человек находятся в крайне тяжелом состоянии, в реанимации. Раненые находятся под присмотром врачей и санитаров, им оказывается помощь. На данный момент погибших 14 человек. Слава Богу, у нас давно не было таких сильных обстрелов. Этот день нам напоминает 11 августа 2015 года. В последнее время ситуация была спокойной и контролируемой. У нас в городе единственная государственная больница. Есть несколько частных клиник, но у них нет оборудования и возможности помочь людям с тяжелыми ранениями", — рассказал последние данный доктор.
Увиденного было достаточно, чтобы ближайшая ночь была бессонной. Пора было уходить. В этот момент из больницы на носилках вынесли маленький тряпичный сверток в крови — это тело погибшего ребенка, он пятнадцатый в последнем списке жертв.
Развитие ситуации — в спецпроекте РИА Новости "Война в Сирии" >>