МОСКВА, 18 янв — РИА Новости. Уход на пенсию заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова, которого без преувеличения можно называть создателем российской налоговой системы, совпал с периодом падающей нефти — большинство экономистов, в том числе в правительстве, признают, период низких цен на нефть будет длительным.
Это означает, что налоговая система РФ, обеспечивающая изъятие нефтяных сверхдоходов в бюджет, стоит на пороге серьезных изменений, и уже следующий год может стать для нее началом новой эпохи.
Сергею Шаталову за 20 лет пребывания на посту замминистра финансов удалось выстроить простую и понятную налоговую систему, благодаря которой стабильно росли поступления доходов в казну в условиях дорожающей нефти и существенно сократился теневой сектор экономики. Старожилы рассказывают, что осенью 1993 года Шаталов, будучи депутатом комитета по налогам Верховного совета, спас из горящего Белого дома проект Налогового кодекса РФ.
В 2018 году закончится объявленный президентом РФ Владимиром Путиным мораторий на повышение налоговой нагрузки, значит, уже ближайшей весной при подготовке основных направлений налоговой политики на 2017-2019 годы Минфин должен будет объявить о ключевых изменениях, которые ждут российскую налоговую систему. Справиться с реформой новой команде будет непросто без авторитета, которым пользовался Шаталов.
"Сергей Шаталов — последовательный, порядочный и очень профессиональный человек. Было интересно работать и менять налоговую систему к лучшему. Споры были часто жаркими, но в итоге всегда находили решения, как время показало — полезные для экономики", — сказал РИА Новости замглавы Минэкономразвития Станислав Воскресенский.
Налоговая система во многом благодаря Шаталову стала простой и понятной, при этом были созданы фискальные инструменты, позволившие государству "стричь" дополнительные нефтяные доходы.
Член комитета Госдумы по бюджету и налогам Оксана Дмитриева, которая нередко была оппонентом экс-замминистра, отмечает, что он "человек очень грамотный, и все достоинства, если они есть, и недостатки налоговой системы – это, действительно, плод его работы".
Шкала экспортных пошлин на нефть, которая была введена с 2002 года, предусматривала, что при цене нефти выше 25 долларов за баррель в бюджет перечислялось 40% от разницы между фактической ценой и ценой в 25 долларов.
С начала 2000-х годов, когда цена нефти на мировом рынке стремительно пошла вверх и в разы превысила указанный порог, доходы казны также стали расти, что позволило властям создать Стабилизационный фонд, который позже был преобразован в Резервный фонд и ФНБ.
Одновременно с 2002 года были отменены плохо администрируемые плата за пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы и акцизы на сырую нефть и введён НДПИ на нефть со ставкой, привязанной к мировым ценам на это сырье.
Авторам реформы удалось соблюсти баланс интересов: система налогообложения учитывала и интересы нефтяников, и потребности государства. Позже налоговая нагрузка на нефтяников выросла, но продолжавшееся ралли нефтяных цен позволило компаниям оставаться в плюсе.
Проблемы добычи на низкорентабельных месторождениях удавалось решать за счет льгот.
Со временем система льгот и преференций для компаний стала настолько раздутой, что приверженец простоты и равных условий для всех Шаталов выступил с идеей новой реформы. Он предложил ввести систему налогообложения добавленного дохода — полученного нефтяниками сверх установленного уровня рентабельности.
Дискуссия вокруг налога на добавленный доход (НДД) продолжается несколько лет, и завершать эту работу придется преемнику Шаталова. Ему придется заново искать баланс интересов государства и компаний, но уже в новых экономических реалиях.
Плоская шкала
Еще одно важное завоевание Шаталова на посту замминистра финансов — введение в России плоской шкалы налогообложения доходов граждан. Ставка НДФЛ в 13%, которая действует в нашей стране с 2001 года, способствовала выходу из тени части налогоплательщиков, сделало налоговую систему более понятной для всех и привело к росту отчислений в бюджет.
Так, за 2001-2011 годы объем поступившего в бюджет НДФЛ вырос в абсолютном выражении почти в 8 раз — с 256 миллиардов рублей до 2 триллионов рублей.
Вопрос о повышении налогов для богатых с тех пор не поднимал только ленивый политик, но Минфин всегда называл плоскую шкалу НДФЛ столпом и достижением налоговой системы РФ.
Однако последние годы, особенно в условиях бюджетных ограничений и роста разрыва в доходах населения, большинство политиков склоняются к мысли о повышении налоговой нагрузки на высокий доход. До сих пор Минфину удавалось решить задачу налогообложения роскоши иными способами: например, повышенным налогом на дорогие автомобили.
Шаталов предлагал и более радикальное решение: установить единый принцип налогообложения всех доходов граждан, обложив общей ставкой необлагаемые в настоящее время доходы по банковским депозитам, доходы от продажи ценных бумаг и доходы от продажи жилья. Но пока эту задачу решить не удалось. Сможет ли налоговая система сохранить плоскую шкалу после 2018 года — этот вопрос также остается открытым.
Налоговый маневр
Налогообложение нефтяной отрасли остается предметом постоянных споров между нефтекомпаниями с одной стороны и профильными министерствами и ведомствами с другой. Так, много разногласий вызвал большой налоговый маневр.
Решение о поэтапном сокращении экспортных пошлин на нефть за три года в 1,7 раза, а на нефтепродукты — в 1,7-5 раз с одновременным увеличением ставки НДПИ на нефть в 1,7 раза и на газовый конденсат — в 6,5 раза вступило в силу с 1 января 2015 года.
Не прошло и полугода, как власти заговорили о намерении увеличить отчисления в бюджет доходов нефтяной отрасли, полученных вследствие девальвации рубля за счет изменения формулы расчета НДПИ. Это предложение вызвало резкую критику со стороны Минэнерго и нефтекомпаний.
В итоге было принято решение заморозить в 2016 году снижение экспортной пошлины на нефть на уровне 2015 года — 42%. Изначально власти заявляли о намерении ограничиться заморозкой экспортной пошлины лишь на 2016 год, однако в декабре уже начали высказываться мнения, что это решение распространится и на 2017 год.
Кроме того, Минфин и Минэнерго подготовили два плохо совместимых друг с другом проекта реформирования налогообложения нефтяной отрасли. В результате долгих обсуждений предложение Минэнерго о внедрении налогообложения финансового результата не было поддержано властями, Минфин продолжил доработку своего варианта — налогообложения дополнительного дохода.
Линию министерства финансов теперь предстоит отстаивать преемнику Сергея Шаталова. Наиболее вероятным кандидатом на этот пост чиновники и эксперты называют директора департамента налоговой политики Минфина Илью Трунина.
Сам Шаталов, выйдя на пенсию, останется внештатным советником Минфина РФ.