МОСКВА, 18 янв — РИА Новости. Новая редакция Стратегии национальной безопасности РФ подтверждает намерение Москвы развивать контакты с незападными партнерами на фоне ухудшения отношений с Западом, считают опрошенные РИА Новости эксперты.
Совбез РФ в понедельник сообщил, что новой редакции стратегии, которая уже утверждена президентом, большое значение уделяется стратегическому сотрудничеству со странами Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), в частности, Китаем и Индией, а также Латинской Америкой.
Преемственность стратегии
"По сути, это стратегия, которую мы выбрали и реализуем с 90-х годов. С того момента как Евгений Примаков стал министром иностранных дел России, у нас преобладает концепция многополярного мира, которая предполагает работу по всем трем направлениям: стратегическое партнерство с Китаем, необходимость развития контактов с незападными центрами и поиск партнеров на востоке в противовес расширению НАТО. Грубо говоря, еще тогда, в середине 90-х годов, мы поняли, что со странами Западной Европы реального партнерства не будет. Не будут они реально ссориться с американцами из-за России", — сказал Фененко.
По его мнению, в настоящий момент РФ просто продолжает работу по направлениям, которые были определены еще в середине 90-х годов. Основные трудности, по его словам, заключаются в географической удаленности АТР и Латинской Америки.
"Если брать трудности, то главная для нас в работе в Латинской Америке или в Азии — географическая удаленность. Американцы считают, что РФ — крупный игрок в Европе, серьезный игрок в Азии, но слабый в Латинской Америке, потому что у нее нет крупного океанского флота, а без флота в Западном полушарии играть не получится", — отметил он.
"Что касается стран СНГ — ситуация сложнее. Пока нам удалось создать ОДКБ и Евразийский экономический союз. Но есть две серьезные проблемы, с которыми мы будем сталкиваться — ЕАЭС находится в "интеграционной клетке", мы не вышли за рамки ЕврАзЭС 2000 года, а ОДКБ, как показали кризисы вокруг Грузии и Украины, однозначно РФ не поддержала. Надежность союзника под угрозой", — добавил Фененко.
Невмешательство в чужие конфликты
"Китай не смог предсказать и объяснить для себя операцию РФ в Крыму, события на Донбассе, активное вовлечение Москвы в Сирии. В то же время Россия совершенно справедливо не хочет быть втянутой в территориальные споры Китая с Японией и странами Юго-Восточной Азии", — отметил эксперт.
Он отметил высокий потенциал российско-китайского военно-технического сотрудничества.
"С Китаем есть довольно позитивная динамика, были сняты неформальные барьеры в этой области. Сделки по продаже зенитных комплексов С-400 и самолетов Су-35 — это индикатор того, что Россия снова готова продавать Китаю передовые системы", — считает Габуев, напомнив, что раньше подобные решения не принимались из опасений, что КНР будет копировать российские технологии.
В то же время специалист ожидает тесного сотрудничества между Москвой и Пекином по ситуации в Центральной Азии, где обе страны заинтересованы в стабильности. "Здесь мы увидим больше сотрудничества по линии Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), потому что в Центральной Азии есть реальная угроза роста исламизма", — заключил Габуев.
Индия как естественный союзник
"Индия для нас уже давно совершенно объективный и естественный союзник. Если посмотреть на итоги любого саммита, то у нас всегда упоминается много региональных и глобальных проблем, по которым наши точки зрения совпадают. Этого, кстати, нельзя сказать о саммитах индийско-американских, где, по существу, такие проблемы и не упоминаются", — отметил эксперт.
В то же время Лунев признал, что, несмотря на близость взглядов, индийская внешняя политика всегда характеризуется высокой степенью осторожности. "Индия проводит чрезвычайно аккуратную и осторожную политику, поддерживая на словах Россию, но в то же время избегая активных действий", — отметил специалист.
Тем не менее, по словам эксперта, существуют области, в которых Москва всегда сможет рассчитывать на поддержку Нью-Дели.
"Где можно получать реальную поддержку Индии, так это в вопросах Афганистана и борьбы с международным терроризмом. Здесь они всегда поддержат нас", — резюмировал эксперт.