КИЕВ, 31 дек — РИА Новости. Уходящий 2015 год ознаменовался для Украины пиком экономического спада и ростом противоречий во власти. Реформы, о которых постоянно говорит украинское руководство, шли тяжело и не дали ощутимых результатов, кроме реформы милиции. Был провален и план мирного урегулирования конфликта в Донбассе, регион фактически превратился в зону замороженного конфликта.
Неэффективное управление страной понизило доверие к власти со стороны населения. Спустя два года после Евромайдана соцопросы показывают, что многие украинцы недовольны ходом реформ в стране и действиями всех ветвей власти.
Кроме того, осенние местные выборы показали, что страна по-прежнему разделена на два лагеря – на северо-западе победили провластные политсилы, на юго-востоке – партия "Оппозиционный блок", в состав которой входит много экс-членов бывшей правящей Партии регионов.
Раскол коалиции
В политической жизни страны в течение года не было стабильности. В правящей проевропейской коалиции, сформированной по итогам досрочных парламентских выборов осенью 2014 года, наметился раскол.
Позже во власти началась негласная борьба за пост премьера. Ходили слухи, что правительство Арсения Яценюка отправят в отставку в декабре, после истечения годового иммунитета кабмина. На должность премьера сватали спикера Верховной рады Владимира Гройсмана, главу Минфина Наталию Яресько и одесского губернатора Михаила Саакашвили.
Пока Яценюк сумел остаться на должности, не в последнюю очередь из-за позиции Запада, который имеет большое влияние на политику Киева и опасается нестабильности в стране из-за очередной смены власти. Отставка премьера грозит распадом парламентского большинства, поскольку Яценюк пообещал выход своей партии "Народный фронт" из коалиции в случае его увольнения.
Как долго будет сохраняться во власти нынешняя конфигурация, сказать трудно, противоречия в коалиции нарастают, что подтверждает череда политических скандалов в конце года.
Самые громкие из них – стычка на совете реформ при президенте между Саакашвили и однопартийцем премьера — главой МВД Арсеном Аваковым и конфуз с участием Яценюка, когда во время выступления в Раде с отчетом о работе правительства за год, его схватил депутат от пропрезидентской партии "Блок Петра Порошенко" "Солидарность" Олег Барна и пытался оттащить от трибуны, намекая, что ему пора в отставку.
Украинский политолог Руслан Бортник считает, что в 2016 году противостояние в Раде продолжится, большинство голосований будут ситуативными, а к весне 2017 года пройдут внеочередные парламентские выборы.
По мнению эксперта, уже в январе-феврале будут заполнены вакантные должности в правительстве (глава Минэкологии, вице-премьер по инфраструктуре), а весной состоится отставка премьера. "Сначала нас ожидает реконструкция правительства, к весне я прогнозирую отставку самого премьера, поскольку он своим негативным рейтингом уже бьет и по рейтингам президента и парламента, он стал отравляющей фигурой всей системы власти", — считает эксперт.
Реформы "из-под палки"
За год отношение Запада к Киеву изменилось, он остается основным партнером Украины, но все чаще выражает неудовольствие из-за медленного хода реформ. Фактически основные реформы Киев принял после прямого воздействия западных партнеров, которые грозили перекрыть политическую и финансовую поддержку в случае отсутствия преобразований в стране.
Уговоры Запада не прошли зря, Киев завершил все реформы по визовой либерализации с ЕС и теперь ожидает со средины 2016 года получить безвизовый режим с Евросоюзом.
В целом эксперты отмечают определенный прогресс Киева в реформах банковской сферы и рынка газа, в дерегуляции бизнеса и реформе администрирования налогов. Простые украинцы пока ощутили реальный результат разве что от реформы милиции, которая переименовалась в полицию и изменила подходы к работе по западному образцу.
В то же время в ряде сфер реформы идут крайне медленно – это борьба с коррупцией (новые антикоррупционные органы еще не начали работать), реформа судов и конституционная реформа в части децентрализации (последняя принята только в первом чтении, для принятия в целом недостает голосов).
Иллюзия экономических улучшений
Экономика Украины в 2015 году продолжила падение, начавшееся в конце 2013 года из-за Евромайдана. В 2014 году ВВП упал на 6,8%, а инфляция составила 24,9%. По прогнозу МВФ, который является главным кредитором Киева, в 2015 году падение ВВП Украины составит 9%, инфляция – 46%.
Эксперты менее оптимистичны, они считают, что столь незначительное восстановление роста в третьем квартале было ожидаемым и связано с тем, что страна достигла дна экономического падения и теперь начинает демонстрировать признаки восстановления. Более того, если сравнивать показатели третьего квартала 2015 года с аналогичным периодом за 2014 год, то экономика показала падение на 7%.
Киев и МВФ прогнозируют, что наметившееся позитивная динамика в экономике, перерастет в незначительный экономический рост в 2016 году. По оценкам власти и МВФ, ВВП Украины по итогам года вырастет на 2%, инфляция замедлится до 12%, дефицит госбюджета составит 3,7% ВВП.
Прогнозируемый объем роста не позволит Украине преодолеть экономический кризис, для этого нужен годовой рост хотя бы на 5-7%, считает украинский экономический эксперт Олег Устенко. "Рост в 1-2% кажется больше статистической погрешностью, нежели реальным экономическим ростом, который принципиально изменит картинку на Украине", — считает эксперт.
"Финансы поют романсы"
В течение года основные усилия Киева были направлены на стабилизацию финансовой ситуации, стране грозил дефолт из-за невозможности платить по внешним долгам. В начале года золотовалютные резервы сократились до критичных 5,6 миллиарда долларов, а госдолг превысил 71% ВВП. Спасательным кругом для Украины должна была стать новая программа расширенного финансирования от МВФ на 17,5 миллиарда долларов, рассчитанная на четыре года. Кроме этого, Киев запланировал реструктуризировать часть госдолга.
По итогам года Киеву удалось немного стабилизировать финансовую ситуацию, нарастив золотовалютные резервы до 13,3 миллиарда долларов и сократив госдолг с 73 до 66 миллиардов долларов.
Однако сотрудничество с МВФ шло трудно, как и реструктуризация долгов. Киев медленно выполнял требования фонда и по результатам года смог получить лишь 6,7 миллиарда долларов поддержки из 10 запланированных. Последний транш затормозил бюджетный процесс – Киев долго не мог принять главный финансовый документ страны с макропоказателями, которые бы устроили МВФ.
При этом Киеву удалось реструктурировать долги на 15 миллиардов долларов. Украина пыталась включить в корзину частных долгов, подлежащих реструктуризации, и суверенный долг перед РФ на 3 миллиарда долларов. РФ отказалась принять условия Украины, в результате чего Киев объявил технический дефолт.
Теперь финансовое будущее страны под вопросом. С одной стороны, продолжение критически важного кредитования со стороны МВФ зависит от заключения фонда по принятому госбюджету (был принят в спешке на основании новой налоговой базы, не согласованной с МВФ).
С другой стороны, Украину ждет международный суд с РФ по долгу, в котором эксперты дают Киеву мало шансов на победу. Кроме того, в 2016 году ожидается решение Стокгольмского арбитража по газовому делу, по которому сумма иска РФ к Украине составляет 29,2 миллиарда долларов. Если решения будут не в пользу Украины, ей будет сложно справиться со всеми финансовыми обязательствами.
Также негативно повлияет на Украину то обстоятельство, что из-за дефолта по долгу РФ она не сможет привлекать финпомощь из других источников, кроме МВФ, считает экс-научный сотрудник Института мировой экономики НАН Украины Всеволод Степанюк. "Тот факт, что страна войдет в 2016 год в состоянии официального государственного дефолта, негативно повлияет на корпоративные финансы многих украинских банков, и, естественно, единственным кредитором останутся МВФ и США, то есть это только усугубляет зависимость Украины от США", — сказал эксперт.
Замороженный конфликт
В 2015 году выполнение Минских соглашений по урегулированию конфликта в Донбассе, предполагавших возврат региона в состав Украины на правах автономии до 2016 года, провалилось. Вместо этого Донбасс фактически превратился в зону замороженного конфликта.
За год целиком не было выполнено ни одного положения соглашений. Среди промежуточных результатов – относительное прекращение огня и улучшение ситуации с безопасностью, достигнутые благодаря отводу от линии фронта вооружений, частичный обмен пленными и улучшение гуманитарной ситуации.
В свою очередь ДНР и ЛНР требуют от Украины принять изменения в Конституцию по децентрализации с учетом автономии Донбасса (конституционная реформа была принята только в первом чтении без согласования с ДНР и ЛНР), объявить амнистию участников событий в Донбассе, принять закон об особенностях выборов в регионе. Также ДНР и ЛНР отмечают, что в соответствии с Минскими соглашениями контроль над границей должен быть передан Киеву только после выборов.
Трехсторонняя контактная группа в составе Киева, ОБСЕ и РФ, в рамках которой весь год велись переговоры по Донбассу, на последней встрече в 2015 году решила продлить свою работу на 2016 год, пока Минские соглашения полностью не реализуются.
Эксперт Руслан Бортник полагает, что конфликт может быть решен только путем компромисса между ключевыми геополитическими игроками – США и РФ, который возможен не ранее 2017 года, после выборов американского президента. При этом аналитик считает, что в лучшем случае в 2016 году конфликт будет находиться в замороженной стадии, урегулирование будет идти медленными шагами, а в худшем – Донбасс ждет новая эскалация.
Конфронтация с Россией
На внешней арене для Украины год прошел под знаком продолжения разрыва взаимосвязей с РФ по всем возможным направлениям.
Первыми недружественными шагами стали решение Рады о признании РФ страной-агрессором и введение въезда для россиян на Украину только по загранпаспортам. При этом Киев не исключил введения в будущем визового режима с РФ. Также Рада прекратила аккредитацию при госорганах российским СМИ.
Также были введены санкции против 105 российских юрлиц, запретили авиасообщение с РФ. Российская сторона вынужденно ввела ответные меры, из-за чего прямое авиасообщение между странами оказалось заблокированным.
Москва последовательно выступает против подобных шагов со стороны Киева, подчеркивая, что украинские журналисты не встречают препятствий в своей работе на территории РФ, а граждане Украины по-прежнему могут въезжать в Россию по внутренним паспортам.
Поскольку консультации Еврокомиссии, Украины и РФ по началу действия с 2016 года зоны свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕС не сняли обеспокоенность России о возможных угрозах для российского рынка от начала действия ЗСТ, РФ пришлось ввести против Киева с 2016 года продовольственное эмбарго и прекратить действие зоны свободной торговли с Украиной в рамках СНГ.
Товарооборот Украины с Россией и без того за девять месяцев минувшего года сократился в два раза (экспорт украинских товаров в РФ упал на 55,6% до 3,6 миллиарда долларов, а импорт – на 47,9% — до 5,5 миллиарда долларов), ограничительные меры грозят оборвать все экономические связи между странами.
Киев рассчитывает переориентировать свою экономику на западный рынок, но для этого предприятиям нужно время, перейти на евростандарты и выиграть нелегкую конкуренцию за новые рынки. По оценкам экспертов, на это уйдет минимум 2-3 года.
Сокращение контактов коснулось и газового рынка. Киев уже второй год сокращает объемы импорта газа из РФ за счет поставок реверсного газа из Европы. По заявлениям украинских властей, в 2015 году долю российского газа в структуре импорта удалось сократить до 30%.