КИРКЕНЕС/МУРМАНСК, 24 дек – РИА Новости. Власти Норвегии, руководствуясь недавно принятыми изменениями закона о миграции, высылают из страны через границу с РФ сотни беженцев, которые не имеют оснований находиться на территории королевства: тем же путем, что мигранты попали в страну фьордов – на велосипедах, – они возвращаются в Россию, где им приходится пересматривать планы на будущее.
В обратный путь на велосипедах
На границе РФ в сторону Норвегии в последние недели тоже спокойно – поток мигрантов прекратился. Российские пограничники связывают эти изменения с собственной успешной работой, норвежские власти – с ужесточением миграционной политики. В любом случае оба фактора сделали свое дело: поток мигрантов повернулся вспять. Теперь едва ли не ежедневно десятки мигрантов выдворяются из страны все на тех же велосипедах, без которых нельзя пересечь российско-норвежскую границу, – они ожидают несостоявшихся беженцев в контейнере прямо у границы.
Норвежские власти заявили однозначно: все, кто имеет разрешение на пребывание в России, не смогут претендовать на убежище в Норвегии. "Норвегия считает Россию безопасной страной, поэтому те, у кого есть визы или вид на жительство в России, должны будут туда вернуться", — сообщила РИА Новости представитель управления по делам мигрантов в Киркенесе Анна Сири Рустад.
Обижены на Норвегию
Сегодня людей восточной внешности можно встретить ежедневно на мурманском железнодорожном вокзале. Многие, выехав из Норвегии, оказались без денег и связей, зато с обидой на страну, которая разрушила их мечты на благополучную жизнь. "Нам ничего не сказали, ничего не объяснили – ночью пришли в лагерь. Сказали, у кого российские визы или вид на жительство – всех домой отправляем. Сказали только – собирайтесь", — с обидой рассказывает афганец, представившийся на русский манер Мишей.
Мирзам из Пакистана тоже жалеет, что поддался общему настроению и отправился в Норвегию. Впрочем, говорит, на границе с Норвегией его никто ни о чем не предупреждал. Месяц он провел в лагере на севере королевства. "Очень холодно было, нам дали вещи теплые. Не понравилось, люди ничего не говорили и ничего не делали. Ночью пришли и сказали, что нас увозят. Я в шоке", — жалуется Мирзам.
Он рассказывает, что таких, как он, в лагере было в ту ночь человек 15. В среднем, считает он, каждый день по столько высылают. "Я обижен на Норвегию – они с нами даже не общались. Зачем я провел там целый месяц?" — сетует пакистанец. Теперь в его планах – вернуться в Санкт-Петербург и продолжить учебу, прерванную в погоне за мечтой о лучшей жизни.
План на 160 мигрантов
"Что касается нашей провинции – Сер-Варангер, мы сообщили властям, что готовы принять и разместить у себя 160 беженцев, преимущественно семьи, в 2015-2016 годах. Это наш вклад в решение проблемы", — говорит Рюне.
Самые северные территории Норвегии – малонаселенные. Это не самое популярное место для жизни в королевстве: холодный климат, полярная ночь, особые условия жизни. Рюне не беспокоится о том, как в эти интерьеры впишутся выходцы из жарких стран – опыт есть. "Будем учить их языку, искать жилье и работу, чтобы они были полноценными гражданами. С 1990 годов к нам в Киркенес приехало около 600 мигрантов, они живут нормальной жизнью, работают в магазинах, кафе, школах, больнице", — говорит мэр коммуны.
По его словам, приграничные с Россией норвежские города и поселки очень зависят от тех, кто приезжает сюда: эти люди влияют на экономику, на культуру. По мнению Рюне, в самом Киркенесе, который расположен всего в восьми километрах от границы, чувствуется "русское влияние". Ведь, несмотря на недавнюю миграционную волну, большую часть приезжих здесь составляют именно русские – едва ли в "Киркенесовке", как город в шутку называют российские соседи, можно отыскать магазин или кафе, где бы не работали выходцы из России.
"Я горжусь теми, кто живет в Киркенесе. Здесь никогда не было протестов, никакой критики по отношению к приезжающим. Мы должны заботиться о тех, кто приехал сюда в качестве беженцев", — уверен норвежский мэр.
По данным норвежского управления по делам иммиграции, в Норвегию с августа этого года около 5,5 тысячи просителей убежища въехали по так называемому северному маршруту.