Межгосударственные отношения Армении и Азербайджана осложняет конфликт вокруг Нагорного Карабаха. Между государствами отсутствуют дипломатические отношения, так как Соглашение о бессрочном прекращении огня (1994) юридически не является документом о перемирии, позволяющим сторонам установить двусторонние дипломатические отношения, ни тем более договором о мире. Поэтому сегодня Азербайджан и Армения находятся в состоянии войны.
Конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха начался в феврале 1988 года, когда Нагорно-Карабахская автономная область заявила о выходе из Азербайджанской ССР. В сентябре 1991 года в центре НКАО Степанакерте было объявлено о создании Нагорно-Карабахской республики (НКР). Азербайджан в ходе последующего военного конфликта потерял контроль над Нагорным Карабахом.
С 1992 года ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ.
Азербайджан настаивает на сохранении своей территориальной целостности, Армения защищает интересы непризнанной республики, так как НКР не является стороной переговоров.
5 мая 1994 года при посредничестве России, Киргизии и Межпарламентской Ассамблеи СНГ в столице Киргизии городе Бишкеке представители Азербайджана, Армении, азербайджанской и армянской общин Нагорного Карабаха подписали протокол с призывом прекратить огонь в ночь с 8 на 9 мая 1994 года. Этот документ вошел в историю урегулирования карабахского конфликта как Бишкекский протокол.
12 мая 1994 года, после подписания его всеми сторонами, вступило в силу Соглашение о бессрочном прекращении огня.
Бишкекский протокол открыл путь к переговорам, но противоречия между сторонами оставались непримиримыми. Проводившиеся в первые два года прямые переговоры в рамках Минской группы в полном составе (т.е. с участием представителей Азербайджана, Армении, Нагорного Карабаха и азербайджанской общины НК) не дали результатов. Тупиковая ситуация в переговорах вызвала необходимость "челночной дипломатии" посредников, которые попытались выработать проект соглашения о мирном урегулировании конфликта. Их предложения не были приняты сторонами конфликта, что вынудило сопредседателей Минской группы потребовать от сторон перейти к непосредственному диалогу.
Свою позитивную роль в возобновлении непосредственного диалога сыграла Россия. 1 апреля 1999 года, накануне заседания Совета глав государств СНГ в Москве, состоялась закрытая встреча президентов Азербайджана и Армении Гейдара Алиева и Роберта Кочаряна, в ходе которой оба лидера не только подтвердили приверженность мирному пути разрешения конфликта, но и договорились о графике двусторонних встреч "в рамках международных форумов".
25 апреля 1999 года президенты Азербайджана и Армении Гейдар Алиев и Роберт Кочарян провели двустороннюю встречу в Вашингтоне.
В июле 1999 года встреча президентов Азербайджана и Армении Гейдара Алиева и Роберта Кочаряна прошла в пригороде Женевы.
Ее итоги остались неизвестными, по окончании встречи не было сделано никаких официальных заявлений.
С июля 1999 года лидеры двух стран провели 16 конфиденциальных консультаций. 16-я по счету встреча Гейдара Алиева и Роберта Кочаряна состоялась 3 апреля 2001 года в американском городе Ки-Уэст (штат Флорида). Накануне встречи в Ки-Уэсте Роберт Кочарян заявил, что ресурс его встреч с президентом Азербайджана в формате "один на один" почти исчерпан.
Первая встреча президента Армении Роберта Кочаряна с новым президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым состоялась 11 декабря 2003 года в рамках Всемирного саммита информационного общества в Женеве.
С 2003 года по 2007 год состоялось десять встреч Ильхама Алиева и Роберта Кочаряна.
6 июня 2008 года в Санкт-Петербурге состоялась первая встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева с новым президентом Армении Сержем Саргсяном.
2 ноября 2008 года в подмосковной резиденции президента России Дмитрия Медведева замке Майендорф состоялось подписание Декларации Азербайджана, Армении и России по Нагорному Карабаху. Впервые с 1994 года под документом о политическом урегулировании карабахского конфликта поставили свои подписи лидеры обеих конфликтующих сторон — и Армении, и Азербайджана.
В последние годы двусторонние и трехсторонние встречи лидеров двух стран проходят регулярно. В 2014 году президенты Армении и Азербайджана провели трехстороннюю встречу с президентом РФ Владимиром Путиным в Сочи (10 августа), с госсекретарем США Джоном Керри на полях саммита НАТО в Уэльсе (4 сентября), двусторонние переговоры и переговоры с сопредседателями Минской группы ОБСЕ в Париже (27 октября).
Несмотря на окружающую переговорный процесс конфиденциальность, известно, что их основой являются так называемые обновленные Мадридские принципы, переданные Минской группой ОБСЕ сторонам конфликта 15 января 2010 года. Основные принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта, именуемые Мадридскими, были представлены в ноябре 2007 года в столице Испании.
Группа экспертов ОБСЕ при участии представителей стран сопредседателей периодически посещает регион, в том числе рассматривает ситуацию на линии соприкосновения. При участии Российской Федерации и поддержке сопредседателей за последние несколько лет были выработаны договоренности о совместном расследовании инцидентов и выработке дополнительных мер, которые позволили бы такие инциденты предотвращать.
Однако в 2015 году возобновление политического диалога осложнилось обострением ситуации в зоне конфликта, увеличением числа жертв, в том числе, среди мирного населения.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников