МОСКВА, 18 дек — РИА Новости. Уходящий 2015 год оказался непростым не только для российских банков, но и для их лизинговых "дочек", столкнувшихся с проблемами в бизнесе не только из-за падения экономики, но и из-за неожиданной ситуации с крупнейшей российской частной авиакомпанией "Трансаэро". О том, как банки "пережили" этот год и что ждут в 2016 году, рассказали РИА Новости представители самих банков и лизинговых компаний.
По результатам исследования RAEX ("Эксперт РА"), рынок лизинга за январь-сентябрь 2015 года сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на четверть, до 385 миллиардов рублей. Сокращение лизинговых сделок и рост проблемных активов привели к снижению рентабельности лизингодателей, что вынудило ряд компаний провести значительную оптимизацию расходов, отмечается в исследовании RAEX.
Снижение инвестиций лизинговых компаний в основной капитал продолжится и в 2016 году, что неизбежно повлечет дальнейшее сжатие лизингового рынка, считают эксперты. По итогам 2015 года, по их подсчетам, объем нового бизнеса сократится на 25%, в 2016 году – на 10–15%.
Сбербанк и ВТБ позитивно оценили свой лизинговый бизнес, несмотря на то, что испытали определенные потери в связи с ситуацией с "Трансаэро". Госкорпорация ВЭБ, лизинговая "дочка" которой — "ВЭБ-Лизинг" — имела на своем балансе самолеты "Трансаэро" на сумму 55 миллиардов рублей, от комментариев воздержалась.
"Трансаэро" не смогла обслуживать долги, составляющие вместе с лизинговыми обязательствами около 250 миллиардов рублей. Сертификат эксплуатанта авиакомпании был отозван 26 октября. Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области 16 декабря признал обоснованным заявление Сбербанка о банкротстве "Трансаэро" и ввел процедуру наблюдения.
Сбербанк подстроился под реалии
Долг "Трансаэро" перед Сбербанком составляет 6 миллиардов рублей, при этом долг не включает задолженность по финансовому лизингу шести самолетов, и этот долг полностью зарезервирован, ранее заявлял глава банка Герман Греф. При этом он невысоко оценил шансы на взыскание задолженности "Трансаэро" Сбербанку.
Генеральный директор АО "Сбербанк Лизинг", дочерней компании Сбербанка, Кирилл Царёв, говоря о ситуации по потерям с "Трансаэро", сказал, что "ситуация не критичная". "Сейчас, наверное, рано подводить итоги, правильно будет, когда все закончится", — приводит его комментарий на конференции "Лизинг в России" пресс-служба компании.
"Лизинг в очередной раз показал, что на нашем рынке главное — не объем нового бизнеса, а структурированная система портфеля внутри компании и более консервативная оценка риска", — отметил Царев.
Объем нового бизнеса лизинговой компании Сбербанка в настоящее время оценивается на сумму свыше 40 миллиардов рублей, по договорам лизинга – свыше 75 миллиардов рублей, а объем портфеля – более 370 миллиардов рублей, уточнил представитель "Сбербанк Лизинга".
"Например, Сбербанк вводит лизинг с "баллоном" (лизинг с отсрочкой платежа), когда ежемесячные платежи минимальные, а основная сумма уплачивается в конце срока договора, через два три-года. Этот последний, выкупной, платеж может составлять до 40% от стоимости имущества", — рассказал он.
В 2016 году "Сбербанк-Лизинг" намерен развивать, главным образом, продукты для малого бизнеса и среднего бизнеса. Компанией введена линейка экспресс-продуктов, когда можно получить технику в лизинг по упрощенной схеме, уточнил представитель компании.
ВТБ "разрулил" ситуацию
ВТБ, второй крупнейший российский банк, уже в полном объеме сформировал резервы по компании "Трансаэро", поэтому долги авиакомпании никак не отразятся на бизнесе "ВТБ Лизинг" в 2016 году, заверили в пресс-службе банка.
Компанией "ВТБ Лизинг" достигнута договоренность о реализации 11 авиалайнеров "Трансаэро" "Аэрофлоту" и еще одному участнику авиационного рынка, уточнили в пресс-службе.
Лизинговый долг "Трансаэро" перед "ВТБ Лизингом" составляет 40 миллиардов рублей ─ авиакомпания управляла на тот момент 21 самолетом группы. Финансовый долг "Трансаэро" перед ВТБ составляет 12 миллиардов рублей, из них 9 миллиардов рублей ─ под госгарантиями. Зампред — финансовый директор ВТБ Герберт Моос 17 ноября сообщал, что резервы по "Трансаэро" в третьем квартале составили 16,4 миллиарда рублей, включая провизии по лизинговому долгу.
Свой лизинговый бизнес в России ВТБ оценивает перспективно. "Утверждение проекта приказа о запрете эксплуатации на путях общего пользования вагонов с продлеваемым с 2016 года сроком службы положительно скажется как на безопасности перевозок, так и на лизинге вагонов", — отметили в пресс-службе банка.
В связи с развитием внутренних перевозок появляется спрос на дополнительные провозные мощности внутри страны, что также позитивно повлияет на рынок лизинга. Кроме того, "снижение кредитного плеча подстегнуло компании, заинтересованные в грузовой, легковой и строительной спецтехнике, обращаться к лизингодателям", добавили в ВТБ.
Райффайзенбанк не столкнулся с "Трансаэро"
Лизинговая "дочка" Райффайзенбанка, не имеющая в своем портфеле самолетов "Трансаэро", видит ряд позитивных тенденций на рынке, однако о росте рынка говорить рано, отмечает управляющий директор ООО "Райффайзен-Лизинг" Галина Майер.
"По нашим оценкам, за первые полгода 2015 года сразу несколько отраслей показали рост доли рынка каждый в своем сегменте. Это — авиационный транспорт, легковые автомобили, погрузочно-складское и упаковочное оборудование, энергетическое оборудование, оборудование для ЖКХ и фармацевтики", — перечисляет она.
"Последние три сегмента значительно увеличили объемы бизнеса по сравнению с 2014 годом, однако их доля в общем объеме нового бизнеса незначительна, говорить о росте рынка лизинга как такового не приходится", — подчеркивает Майер.
Из-за сложной ситуации в российской экономике вырос спрос на возвратный лизинг, продолжает она. "Из новых тенденций можно выделить возросший интерес к лизингу IT-оборудования для ЦОД-ов, спрос на складское оборудование и технику. Надо отметить, что немаловажную роль играет качество лизингополучателя", — отмечает Майер.
На фоне кризиса компания стала жестче подходить к выбору целевых отраслей, говорит управляющий директор. Еще в конце 2014 года было принято решение закрыть филиалы "Райффайзен-Лизинга" в Новосибирске, Краснодаре, Екатеринбурге, напоминает она.
"После детального анализа нашей бизнес-модели и эффективности нашей деятельности мы увидели, что, имея поддержку филиалов Райффайзенбанка в этих городах, мы можем также качественно обслужить клиентов через наши филиалы в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре", — указала Майер.