Дмитрий Косырев, политический обозреватель МИА "Россия сегодня"
Никто, кажется, не обозначил как важную одну из тем, возникших на ежегодной пресс-конференции Владимира Путина. Насчет детей, но не всяких, а детей высокопоставленных (успешных, прочие определения подберите сами) родителей.
Моцарт не нужен
Ну, то есть про детей тоже было — детей самого Путина, которые не учились в зарубежных университетах и живут в России. Но был и еще один вопрос, о сыне генпрокурора Юрия Чайки и т.д. И ответ президента был (как всегда) мягок, он предсказуемо заявил, что надо еще разобраться в фактах — было ли нарушение закона или конфликт интересов.
А ведь вопрос-то был задан вовсе не только об этом. Вопрос был просто замечательный в своей непосредственности, и задавался насчет всех и всяких детей, которых угораздило родиться в семье, которая вдруг потом добилась служебных или деловых успехов. Давайте его, вопрос этот, процитируем почти целиком, потому что он — сам по себе общественное явление, представляющее опасность для всех и каждого из нас. Причем говорить об этом явлении у нас очень не любят.
Владимир Владимирович, вопрос простой. Когда Вы приходили в 2000 году к власти, Вы таких итогов ожидали? И, может быть, что‑то стоит поправить, может быть, еще не поздно? Спасибо".
Итак, опасное второе поколение элиты, которые — да-да, все, как один — "никогда не смогут ни возродить Россию, ни сберечь Россию".
А почему не смогут, собственно? Потому что для задающей вопрос — это не просто факт, а какой-то очень важный для нее лично факт. И сводится он к тому, что дети "больших людей" — во-первых, чистое зло, во-вторых, они ни на что не пригодны и добиваются успехов только благодаря поддержке родителей.
Отлично, при такой логике мы лишились бы двух людей, живших в одну и ту же эпоху. Вольфганга Амадея Моцарта, сына известного музыканта. И Александра Васильевича Суворова, сына генерал-аншефа. Не элита, а "элитка". Бездарь, в общем.
Похоронившие себя
Итак, президент Путин напрямую именно на этот вопрос не ответил. Я не президент, и сейчас вы увидите, почему им никогда бы не стал: потому что люблю говорить прямо очень неприятные вещи.
Легенда о том, что дети всяческих родителей — не просто злодеи, а еще и бездари, жизненно необходима людям, в раннем возрасте добровольно похоронившим себя, приговорившим себя к второстепенности и ищущим после этого утешения и оправдания. И это легенда не просто самоубийственная — она убивает многое в обществе, если дать ей пустить ядовитые корни.
Насчет яда скажем вскользь, что раздувание ненависти скопом к группе людей, объединенных каким-то общим признаком (цвет кожи, национальность, но и социальный статус) называется вообще-то экстремизмом. Но это, наверное, будет нечестный прием — так отвечать на наивную откровенность. Тем более что все знают, что, отвечай — не отвечай, гадость эта сидит в любых обществах, она почти неистребима и очень опасна.
Советская история: да сколько угодно. Особенно ненависть к элитным детям всплыла, как предвестие бед, в СССР в брежневскую эпоху. Евгений Евтушенко — сам Евтушенко! — написал отвратительное стихотворение "Дитя-злодей" и, кажется, того никогда не стыдился. Несоветская история: тоже сколько угодно. В нынешнем Китае это тоже есть — нелюбовь к "маленьким князьям", детям всех и всяческих начальников. Да в любом обществе это есть, таково свойство человеческой психологии. Оправдывать свои неудачи тем, что тебе, таланту, не дает жизни бездарь, которого поддерживают родители.
Гадостей в человеческой психологии еще сколько угодно. Во все эпохи все люди по всей мировой истории завидовали богатым и тоже как-то свою зависть оправдывали, например — бессмертным марксистским учением. И бесполезно говорить, что тут надо как-то бороться, воспитывать детей так, чтобы их от этого уберечь. Надо-то надо, но поможет ли?
Также бесполезно говорить, насколько страшно жить сыну или дочери "большого человека", особенно носящему родительскую фамилию. Чего бы этот человек в жизни не добился, всегда кто-то скажет, что это он сделал не своим умом или упорством, а "лапой" родителя. Но действительно сильный и талантливый человек и это выдержит.
Главное же в том, что те, кто ненавидит успешных "детей", наказывают себя сами. Они ведь знают (ну, чувствуют на уровне подсознания), что думают гадость, что это неправда и это стыдно. А стыд и есть наказание.
Что же касается угрозе нашему обществу в том случае, если зараза бессмысленной зависти чрезмерно разрастется, то утешимся тем, что существует она волнами, и иногда общество в целом оказывается сильнее ее. По крайней мере, в эпоху Моцарта и Суворова никого не волновало, кто были их папы. Или, точнее, никто не считал это общественной проблемой.