МОСКВА, 17 дек — РИА Новости. Отношения с США и Турцией, борьба с международным терроризмом, ситуация в Сирии и на Украине – такими стали основные внешнеполитические темы ежегодной пресс-конференции президента России Владимира Путина, прошедшей в четверг.
В этом году она продолжалась 3 часа 10 минут, за это время глава государства ответил на 47 вопросов от 32 журналистов из 27 российских СМИ и пяти иностранных.
О США: готовы к любому президенту
"Сначала нужно понять, кто это будет. Но в любом случае, кто бы это ни был, мы готовы и хотим развивать свои отношения с США, и последний визит госсекретаря США показал, как мне представляется, что в общем и американская сторона готова как-то двигаться в сторону совместного решения тех вопросов, которые могут быть решены только совместно", — сказал Путин.
"Это они (США — ред.) пытаются все время нам здесь подсказывать, что нам нужно делать внутри страны, кого избирать, кого не избирать, по каким процедурам. Мы же никогда этого не делали. Не лезем туда, да и опасно это. Там, говорят, прокурор, если кто-то из наблюдателей иностранных подойдет ближе, чем на пять метров к очереди на выборах, то пугает, что в тюрьму посадят. Мы даже этого не делаем. Мы открыты и будем работать с любым президентом, за которого проголосует американский народ", — отметил президент РФ.
Президент РФ также прокомментировал заявление претендента на пост президента США от Республиканской партии Дональда Трампа о готовности к более глубокому уровню отношений с РФ, назвав также республиканца "абсолютным лидером" президентской гонки.
"Он говорит, что он хочет перейти к другому уровню отношений — более плотному, глубокому — с Россией, разве мы можем это не приветствовать? Естественно, мы это приветствуем", — заявил Путин.
О ВКС РФ в Сирии: кого надо, достанем
"Мы будем проводить наши авиаудары и поддерживать наступательные удары сирийской армии до тех пор, пока сирийская армия эти операции проводит", — сказал глава государства.
"Когда мы увидим, что процесс сближения начался, начался политический процесс, и само сирийское руководство посчитает, что нужно прекратить стрелять и нужно начать договариваться, с этого момента и мы не собираемся быть большими сирийцами, чем сами сирийцы. Зачем нам это нужно?", — отметил он.
Говоря о перспективах долгосрочного присутствия российских военных в Сирии, президент усомнился в его целесообразности. "Я вообще не знаю, нужна нам там (в Сирии) база или нет", — сказал он.
Президент напомнил, что сейчас российскую группировку из Сирии при желании можно вывезти в очень сжатые сроки. "Сегодня как обстоит дело: там есть наша авиация, есть временные модули для питания, для отдыха. Мы это собрали за два дня, погрузили в "Антеи" — фюйть! И все, и уже на своих аэродромах. А база — это совсем другая история", — сказал Путин.
В то же время он не исключил возможность создания временного пункта базирования ВС РФ в Сирии. "Пункт базирования может быть какой-то временный — возможно. А пускать туда корни, забираться в эту ситуацию, на мой взгляд, нет необходимости", — подчеркнул президент.
По его словам, если "кого-то надо достать, мы и так достанем"
Об Асаде и компромиссах
"Я много раз говорил, хочу еще раз повторить: мы никогда не согласимся с тем, что кто-то со стороны, где бы то ни было, будет кому бы то ни было навязывать кто должен где руководить. Это просто не укладывается ни в какой-то здравый смысл, ни в международное право", — заявил президент РФ.
По его словам, в сирийском конфликте можно достичь компромисса, но для этого обе стороны должны пойти на уступки.
"Мы считаем, что "а" — возможно, "б" — мы считаем, что другого способа урегулировать эту ситуацию не существует. Все равно это придется сделать рано или поздно. И лучше раньше, чем позже. Меньше будет жертв и издержек. Меньше будет угроз, в том числе и для Европы, для Соединенных Штатов", — сообщил Путин.
Именно к поиску решения, которое может устраивать все стороны в Сирии, и будет стремиться Россия. "Мы будем всячески способствовать разрешению этого кризиса и будем стремиться к тому, чтобы решения, которые могут быть найдены, устраивали все стороны, как бы сложно эта ситуация ни выглядела", — сказал президент.
О нефти и террористах
"Вы знаете, я вот так смотрю, анализирую все, что там происходило и происходит. Мне кажется, вообще ИГИЛ — это уже второстепенная вещь", — сказал Путин.
"Я скажу сейчас о своих собственных наблюдениях. Вот в свое время зашли в Ирак, разрушили страну — хорошо, плохо — не важно. Возник вакуум. Потом возникли элементы, связанные с торговлей нефтью. И эта ситуация складывалась годами. Ведь там создан бизнес, контрабанда в огромных, промышленных масштабах. Потом, для того, чтобы защищать эту контрабанду и незаконный экспорт, нужна военная сила. Очень хорошо использовать исламский фактор, привлекать туда "пушечное мясо" под исламскими лозунгами, которые на самом деле просто исполняют игру, связанную с экономическими интересами", — отметил президент РФ.
Он указал, в частности, что как только ВКС России стали бомбить нефтяную инфраструктуру террористов в Сирии, тут же появились новые маршруты контрабанды.
"Мы начали наносить удары по конвоям (контрабандной нефти — ред.). Теперь видим, что они дробятся, в ночное время передвигаются — по 5, 6, 10, 15 машин. Но другой поток начал уходить в Ирак, идти через Ирак, через Курдистан Иракский. В одном месте, попрошу Минобороны, чтобы они показали, обнаружили 11 тысяч бензовозов в одном месте. Просто ужас какой-то", — сказал Путин.
О новой саудовской коалиции
"Мы не думаем, что эта коалиция будет носить какой-то антироссийский характер. Там, кроме государств, которые вы назвали, Турция, которую мы тоже не считаем враждебным нам государством. Она совершила враждебный акт против нашей авиации, но сказать так, чтобы мы к Турции относились как враждебному государству — это не так", — сказал в связи с этим Путин.
"У нас даже в мыслях нет, что это антироссийской направленности альянс создается", — подчеркнул он.
Возможно даже, что Россия пойдет на совместные действия с новой коалицией. "Надеюсь, что созданный альянс последний будет действовать в струе общих интересов, и мы выработаем единые подходы, правила и наладим эффективные совместные действия и эффективно применяемый инструментарий", — сообщил Путин.
Говоря об отношениях России и Саудовской Аравии в целом, он заявил, что две страны могут начать работу над общими многомиллиардными проектами в сфере военно-технического сотрудничества.
"Мы сейчас рассматриваем общие проекты в сфере военно-технического сотрудничества с Саудовской Аравией, там целая программа — многомиллиардная", — сказал Путин.
О Турции: без перспектив
Несколько вопросов было посвящено отношениям России и Турции, которые переживают кризис после того, как 24 ноября турецкий истребитель F-16 сбил в Сирии российский бомбардировщик Су-24. Путин подчеркнул, что пока улучшений не предвидится
"На межгосударственном уровне я не вижу перспектив наладить отношения с турецким руководством, а на гуманитарном, конечно. Хотя и здесь, конечно, есть проблемы. Я думаю, что и здесь нынешнее турецкое руководство добилось того, чего даже, наверное, не ожидало", — сказал президент
Он напомнил, что раньше Россия проявляла готовность сотрудничать с Турцией по самым чувствительным для нее вопросам. "Зачем надо было это делать (сбивать Су-24 — ред.), я не понимаю, зачем? Они что думали, что мы оттуда (из Сирии – ред.) убежим что ли. Нет, конечно, Россия не та страна", — отметил президент.
В то же время он указал, что Москве неизвестно о том, стоит ли за конфликтом РФ и Турции какая-то третья сторона. "Мы этого не знаем. Но если кто-то в турецком руководстве решил лизнуть американцев в одно место, не знаю, правильно они поступили или нет. Я не знаю, нужно ли это американцам или нет", — подчеркнул Путин.
О Донбассе: войск РФ там нет
Говоря о ситуации на востоке Украины, российский президент опроверг утверждения о том, что в Донбассе якобы присутствует регулярная российская армия.
"Мы никогда не говорили, что там нет людей, которые занимаются там решением определенных вопросов, в том числе в военной сфере, но это не значит, что там присутствуют регулярные российские войска. Почувствуйте разницу", — заявил Путин.
В то же время он указал, что пока Киев занимается манипуляциями при реализации пунктов минского соглашения. "Если мы хотим реально решить проблему, давайте перестанем этим заниматься. Давайте вместе будем над этим работать. И мы готовы договариваться, готовы приводить аргументы людям на юго-востоке страны, чтобы был найден какой-то компромисс. Мы к этому готовы, и мы этого хотим. Нужно, чтобы этого захотели наши партнеры в Киеве", — сказал Путин.
По мнению президента, киевские власти, в частности, намеренно откладывают исполнение Минских соглашений в отношении закона об особом статусе управления в Донбассе.
Об обмене пленными: всех на всех
Президенту задали и вопрос об обмене пленными, захваченными в Донбассе обеими сторонами конфликта, а также о возможности обмена граждан РФ, задержанных Киевом, на украинку Надежду Савченко или осужденного в России кинорежиссера Олега Сенцова.
Он считает, что обмен пленными между Киевом и Донбассом должен осуществляться по формуле "всех на всех".
"Нужно подходить по-честному и сказать: "Давайте менять "всех на всех". Так, как Петр Алексеевич Порошенко и предлагает. Всех на всех, а не выборочно: этих будем, этих не будем. В этом отношении такой подход, и мы его поддерживаем. У нас много разногласий с руководством Украины, а здесь у нас общая позиция", — сказал российский президент.
О Грузии: готовы отменить визы
Коснувшись темы контактов с еще одним непростым партнером России на пространстве СНГ – Грузией, Путин заявил о готовности к нормализации отношений. "Мы думаем, мы готовы отменить визовый режим с Грузией", — сказал российский президент.
Путин также затронул тему взаимоотношений Тбилиси с Абхазией и Южной Осетией. "Что касается территориальной целостности Грузии — это, прежде всего, дело грузинского народа, югоосетинского и абхазского, надо с ними работать, мы примем любое решение", — подчеркнул он.
Грузия разорвала дипотношения с РФ в ответ на признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осетии в августе 2008 года после вооруженной агрессии Тбилиси против Цхинвала. Представители нового правительства Грузии, которые пришли к власти по итогам выборов в октябре 2012 года, назвали одним из главных приоритетов внешней политики нормализацию отношений с РФ.
О полетах в Египет
Отвечая на вопрос о возможности возобновления полетов в Египет, приостановленных 6 ноября из-за катастрофы с летевшим из Шарм-эш-Шейха в Петербург аэробусом А321, Путин подчеркнул, что все будет зависеть от ситуации с безопасностью.
"Что касается туризма: те решения, которые были приняты по ограничению полетов нашей гражданской авиации в Египет, они не связаны с недоверием к египетскому руководству, это не политические решения. Они связаны с необходимостью обеспечения безопасности наших граждан", — сказал он.
По его словам, как только Москва и Каир отработают механизм обеспечения безопасности, все ограничения будут сняты. "Такая работа, в принципе, с египетскими партнерами ведется. На сегодняшний день на каждом этапе контроля мы должны иметь своих представителей от момента посадки самолета до момента его загрузки", — сказал Путин.
Глава государства отметил, что не винит египетские власти в трагедии с А321: терроризм — это "общая беда", с которой необходимо бороться совместно.
Острые вопросы, ключевые заявления, фото с места события и видеотрансляция — онлайн-репортаж с пресс-конференции Владимира Путина на ria.ru >>