МОСКВА, 12 дек — РИА Новости. Модернизация Народно-освободительной армии Китая (НОАК) и разработка "стратегии блокирования доступа" (A2/AD) делают противостояние Пекина и Вашингтона в Южно-Китайском море более непредсказуемым для обеих сторон, пишет исследователь Института аэрокосмических исследований Митчелла Роберт Хэддик для журнала The National Interest.
Если принять позицию американского историка Джеффри Блэйни, который считал предпосылкой для "смертельного сдвига" баланса сил в АТР рост военного потенциала Китая, то война может начаться, скажем, при оказании Пекином прямого сопротивления навигационным патрулям США и из-за возникновения противоречий в восприятии следующих пяти оперативных концепций, которые до сих пор не были протестированы в боевых условиях, продолжает эксперт.
Одной из них является использование ракетно-ударных систем. Основанные на советских разработках позднего периода холодной войны, китайские разведывательно-ударные комплексы (РУК) состоят из средств спутникового слежения, систем обнаружения воздушного базирования и противокорабельных и баллистических ракет высокой дальности действия, отмечает издание.
Здесь Пекин на голову выше Вашингтона — у Китая превосходство в количестве оперативно-тактических ракет (у США таких ракет нет вовсе), и в арсенале противокорабельных боеголовок. Тем не менее остается неясным, насколько боевым штабам НОАК удастся синхронизировать работу сенсоров и коммуникационных систем для того, чтобы противостоять ВМС противника в условиях давления. Трудно также сказать, насколько Пекин может полагаться на свой разнообразный арсенал противокорабельных ракет в бою против подвижных и защищаемых целей противника, добавляет эксперт.
Применение авианосцев — проверенная временем техника США, пишет Хэддик. Именно решение президента США Билла Клинтона направить в Тайваньский пролив две авианосные группы в ходе "мини-кризиса" между Тайванем и Китаем 1996 года заставило Пекин отступить и впоследствии приступить к разработке стратегии A2/AD.
С начала 90-х годов американские военные аналитики также забеспокоились об угрозе ракетного удара со стороны Китая по наземным целям и военно-морским базам США и союзников в западной части Тихого океана, добавляет Хэддик. На эту тему свои аналитические доклады готовил и центр RAND, и американская Комиссия по экономике и безопасности в отношениях между Вашингтоном и Пекином, и сам Пентагон — аналитики отмечали растущую возможность Китая вывести из строя базы США в Японии, Южной Корее, Окинаве и даже в Гуаме. С помощью ракетного удара Пекин смог бы подавить способность ВВС США использовать тактическую авиацию и нанести урон базированным в портах судам американского флота.
"Рассеивание боевых элементов в кризис играет важную роль, однако этот фактор может не сильно повлиять на общую безопасность, если новые локации уже разведаны, но менее обороняемы, чем крупные базы. Вдобавок, сложность логистической поддержки большого количества вылетов из разбросанных по территории маленьких баз может нивелировать задуманный изначально эффект", — пишет сотрудник Института аэрокосмических исследований Митчелла.
Важным моментом в противоборстве Пекина и Вашингтона также является работа систем защиты от спутниковых систем сбора разведданных противника, замечает эксперт.
"Кто победит в будущем "скрытом" соревновании? Играя на своем поле и будучи континентальной державой, Китаю здесь будет проще. Он располагает большей территорией и большим количеством баз для действия в сравнении с экспедиционным контингентом США, способным действовать с немногочисленных островных баз и с помощью морских оперативных групп", — считает Хэддик. Если обеим сторонам удастся разорвать системы связи друг друга, Китаю будет проще восстановить наблюдение с воздуха, но с другой стороны, региональный альянс США становится особенно полезным в сборке информации и налаживании коммуникаций в таких условиях, что лишь добавляет неопределенности в отношении борьбы такого типа.