МОСКВА, 8 дек — РИА Новости. Решение турецких властей о задержании и депортации корреспондентов телеканала "Россия 1" является нарушением международного права, заявил РИА Новости член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Александр Брод.
"Я считаю, что, безусловно, это нарушение Турцией международного права, нарушение прав журналистов и свободы их перемещения, воспрепятствование их профессиональной деятельности", — сказал Брод.
Член СПЧ отметил, что и прежде неоднократно ОБСЕ и другие правозащитные организации критиковали власти Турции за ограничения прав журналистов, ограничение свободы печати.
"Сейчас, безусловно, международные правозащитные организации должны высказать свою позицию, МИД России уже сделал критическое заявление. Главное, чтобы подобные ограничения прав журналистов, российских граждан не стали системой, не превратились в череду регулярных ограничений и нарушений прав российских граждан, иначе отношения зайдут в тупик и их сложно будет восстановить", — убежден правозащитник.
Сейчас, по его мнению, необходимо продолжить контакты дипломатов двух стран для нормализации отношений, кроме того, стоит подключать к этому процессу и общественную дипломатию. Кризис упирается, прежде всего, в нежелание турецких властей признать совершенное преступление, связанное со сбитым российским военным самолетом, уверен Брод.
Он полагает, что действия турецких властей в ситуации с журналистами "России 1" могут быть связаны с боязнью, что будут раскрыты доказательства их связи с "Исламским государством" (в арабском варианте – ДАИШ, запрещена в РФ).
"(Президент Турции Тайип) Эрдоган говорил о том, что он уйдет в отставку, если будет доказана связь с ИГ. Мне кажется, это основная причина: турецкие власти боятся именно доказательств этой причастности, а эти доказательства очевидно могли представить российские журналисты", — сказал собеседник агентства.
Брод также высказал мнение, что российские правозащитники должны внимательно наблюдать за ситуацией вокруг граждан России, которые сейчас находятся в Турции — отдыхают, учатся или работают там по трудовым контрактам — чтобы оперативно защитить их интересы и права, которые могут быть нарушены.