МОСКВА, 26 ноя – РИА Новости. Ученые из университета Орегона создали особую технологию "остекловывания" живой ткани, которая позволяет замораживать отдельные части тела и даже органы, не разрушая клеток, и использовать их для пересадки в дальнейшем, говорится в статье, опубликованной в журнале PLoS One.
"Самой главной проблемой и ограничением в развитии этой технологии выступало то, что вещества, защищающие клетки от формирования в них частичек льда, являются крайне токсичными сами по себе. Наша методика открывает дорогу для поиска менее токсичных криозащитных веществ, и путь к "остекленению" более сложных тканей и органов", — заявил Адам Хиггинс (Adam Higgins) из университета штата Орегон в Корваллисе (США).
Как объясняет Хиггинс, заморозка сложных тканей и органов тела была невозможна до открытия его научной группы по той причине, что во время заморозки в клетках тела начинают формироваться микроскопические кристаллики льда. Плотность льда чуть ниже, чем плотность жидкой воды, благодаря чему такие кристаллы в буквальном смысле разрывают клетку, уничтожая мембраны и повреждая белки.
Некоторые живые существа, в том числе микробы, лягушки и рыбы, научились противостоять этому процессу, вырабатывая особую смесь из сахаров и других веществ, которые предотвращают подобные разрывы и превращают процесс заморозки клетки в некое подобие того, как жидкое стекло превращается в твердое тело. Все попытки создать искусственные аналоги этих веществ заканчивались неудачей – все созданные вещества этого рода оказывались ядом для клеток.
Хиггинс и его коллеги решили эту проблему, разработав особую стратегию поиска и проверки наименее токсичных криозащитных веществ, и использовав ее для создания технологии заморозки органов.
В рамках этой методики "искусственного отбора" ученые подготовили несколько десятков растворов глицерина, трехатомного спирта, и ряда минеральных солей, и проверили, какие из них будут убивать меньше всего клеток при заморозки тканей и после их разморозки.
Как показали эти эксперименты, простые изменения в пропорциях глицерина и солей, а также новая методика вывода их из образца тканей организма помогла ученым в разы улучшить эффективность "остекловывания" – доля живых клеток после разморозки увеличилась с 10% до 80%, что уже позволяет говорить о том, что органы можно замораживать.
Как отмечают Хиггинс и его коллеги в ближайшее время они займутся поисками более безопасных компонентов криозащитных веществ, которые, как они надеются, помогут им достичь отметки в 99% выживших клеток, что уже позволит запасать органы и сложные ткани тела для дальнейшей пересадки и изучения.