МОСКВА, 21 ноя — РИА Новости. Бывший министр внутренних дел Украины Виталий Захарченко рассказал в интервью РИА Новости, что видит три причины тому, что акции протеста 2013 года переросли в столкновения, а позже и в госпереворот: "беззубость" власти, действия иностранных дипломатов и предательство в рядах правящей верхушки.
Ровно два года назад, 21 ноября 2013 года, на Украине начались акции протеста против решения властей страны приостановить подготовку к подписанию соглашения с ЕС. Митинги, начавшиеся как санкционированное мирное мероприятие, вскоре переросли в вооруженное противостояние радикалов и правоохранителей, а в феврале 2014 года привели к госперевороту в стране.
"Радикалы во главе с журналисткой Черновол (Татьяна Черновол, в настоящее время депутат парламента — ред.) и несколькими депутатами Верховной рады от партии "Свобода" подошли к шлагбауму, перекрывающему въезд и выезд из кабмина, выломали его и начали этой металлической трубой бить милиционеров. Заметьте, у "Беркута" не было оружия, кроме стандартных дубинок, они не применяли спецсредства, а их били этой железной трубой. Скажите, что делают с теми радикалами, которые нападают на правоохранительные органы во всем мире — в США, в Великобритании, России?… А мы не могли их задержать! И наказать тем более. Потому что во главе этого штурма шли народные депутаты, Мирошниченко и другие, которые обладают по закону неприкосновенностью", — пояснил Захарченко.
Он сказал, что обращался в парламент, к президенту с требованием поставить вопрос о снятии с них депутатской неприкосновенности. "Это позволило бы нам остановить их преступные действия, привлечь к уголовной ответственности. Но этого сделано не было. И, скажу откровенно, в том, что произошло потом, в феврале 2014, есть большая вина Партии Регионов, Компартии Украины, позже разогнанных нынешней властью. И регионалы, и коммунисты не захотели снимать неприкосновенность с тех депутатов, которые совершили государственное преступление, призывая к свержению власти, с тех, кто участвовали в нападениях и избиениях милиционеров", — говорит Захарченко.
Он считает, что еще одним фактором, не позволившим властям Украины быстро стабилизировать ситуацию, стали действия западных дипломатов, "которые постоянно курсировали между Майданом и президентской администрацией, убеждая западную общественность, президента Виктора Януковича, что в Киеве идет мирный митинг и поэтому ни в коем случае нельзя применять силу к разгону демонстрантов".
"А так называемые мирные демонстранты уже бросали в милиционеров "коктейли Молотова", стреляли в них из охотничьего и автоматического оружия, похищенного из разгромленных ими на западе Украины отделов внутренних дел. То есть шла откровенная "горячая война" между радикалами и правоохранителями, а дипломаты продолжали убеждать, что все закончится миром. 20 февраля они принудили подписать президента Януковича договор с лидерами митингующей оппозиции, который сами же митингующие нарушили, продолжая штурмы государственных учреждений и нападения на милиционеров", — вспоминает Захарченко.
"Еще одна причина государственного переворота в том, что среди ближайшего окружения президента были предатели, которые действовали против интересов государственной власти. Это была так называемая третья сила, — считает бывший министр.
По его словам, именно "третья сила" стоит за разгоном демонстрации 30 ноября 2013 года, когда пострадали десятки людей. Он подчеркнул, что действия администрации Киева с ним не согласовывались. "Собственно, под руководством "третьей силы" мирный митинг студентов, начавшийся 21 ноября 2013 года, завершился государственным переворотом 21 февраля 2014 года", — заключил Захарченко.
После событий 30 ноября украинские власти признали, что правоохранители непропорционально применили силу. Против руководства Киева, включая экс-главу Киевской городской госадминистрации Александра Попова, было заведено уголовное дело о превышении полномочий, но в феврале 2014 года его закрыли в рамках амнистии. После госпереворота на Украине Генпрокуратура вновь завела уголовное дело против экс-чиновников, на этот раз по статье "незаконное препятствование проведению собраний и митингов".