Межгосударственный авиационный комитет в четверг приостановил действие сертификата Boeing 737 до получения совместного уведомления Росавиации и Федерального управления гражданской авиации США о том, что самолеты этого типа находятся в состоянии, обеспечивающем их безопасную эксплуатацию.
При разработке Boeing 737 были заимствованы технологии, применяемые на Boeing 707 и 727 (наиболее заметно сходство фюзеляжа Boeing 737 с фюзеляжами этих самолетов), однако на статических испытаниях с 95-процентной нагрузкой было повреждено крыло, выявив недостаток этой конструкции. После перепроектировки появилось новое, более совершенное крыло, позволившее использовать самолет на коротких взлетно-посадочных полосах (ВПП) и увеличившее крейсерскую высоту полета. Как следствие, повысилась топливная эффективность.
В процессе разработки Boeing 737 "подрос" от изначально планируемого 60-местного лайнера до самолета с пассажировместимостью до 103 мест. Boeing 737 унаследовал от Boeing 727 элероны с приводом от двойной гидросистемы, руль направления и руль высоты, предкрылок и щитки Крюгера. От Boeing 707 была взята двойная электрическая система установки угла стабилизатора с ручным резервированием.
После передачи первого серийного самолета заказчику работа переключилась на разработку изменений конструкции, которые позволили бы эксплуатировать Boeing 737 на ВПП, не имеющих прочного искусственного покрытия. Изменения коснулись механизации крыла, была улучшена тормозная система и установлены пневматики шин с низким давлением. Кроме того, для защиты нижней части фюзеляжа и воздухозаборников двигателей от повреждения камнями и прочими посторонними предметами были установлены специальные дефлекторы.
На первых моделях Boeing 737 использовались двигатели Pratt and Whitney JT8D с малой степенью двухконтурности.
В начале 1980-х Boeing 737 подвергся первой серьезной реконструкции. Самым большим изменением стало использование двигателей CFM International CFM56 вместо JT8D. CFM56 — турбовентиляторный двигатель с высокой степенью двухконтурности. Он значительно больше в диаметре, поэтому был подвешен под крылом на пилонах, а от принципа встроенного двигателя отказались. Кабина 737 была усовершенствована до уровня Boeing 757 и 767. Первая модель самолетов новой серии Classic — 737-300 была введена в эксплуатацию в 1984 году. В дальнейшем это поколение пополнилось самолетами 737-400 и 737-500.
В 1993 была запущена программа 737 NG (Next Generation). 737 NG — это полностью новая серия, имеющая, за исключением конструкции фюзеляжа, мало общего с первыми моделями Boeing 737. Главными изменениями стали новое крыло, новая авионика, усовершенствованные двигатели. На NG была установлена так называемая "стеклянная кабина" (Glass Cockpit), оснащенная дисплеями на электронно-лучевых трубках, а позже — на жидких кристаллах. Были впервые широко применены цифровые системы контроля и управления полетом. Большая часть этих систем была заимствована с Boeing 777, так же как и дизайн кабины и пассажирского салона. Общее количество деталей самолета сократилось на треть, что уменьшило его массу и улучшило управляемость. К дополнительным преобразованиям относятся также опциональные вертикальные законцовки крыла — винглеты (Winglets), существенно сокращающие расход топлива и улучшающие взлетно-посадочные характеристики. Появилась возможность установки винглетов и на самолеты, изначально ими не оснащенные, в том числе ранних типов.
По сути, Boeing 737 — общее название для более десяти типов воздушных судов.
В состав семейства Boeing 737 входят:
— первые модификации Boeing 737-100 и Boeing 737-200, которые производились с 1967 по 1988 годы;
— модификации серии Classic (Boeing 737-300, Boeing 737-400 и Boeing 737-500), производились с 1983 по 2000 годы;
— модификации серии Next-Generation (Boeing 737-600, Boeing 737-700, Boeing —700ER, Boeing —800, Boeing-900, Boeing-900ER, BBJ, BBJ2), производятся с 1997 года.
Всего произведено более 8 тысяч самолетов Boeing 737 различных модификаций.
Самолеты Boeing 737 используют 104 авиакомпании по всему миру.
Одним из крупнейших эксплуатантов самолетов Boeing 737 в России являлась авиакомпания "Трансаэро", чей сертификат эксплуатанта был аннулирован 26 октября. Как сообщается на сайте "Трансаэро", у авиакомпании было 47 самолетов Boeing 737.
Boeing 737 также эксплуатирует "Аэрофлот" (12 самолетов), лоукостер "Победа" ("дочка" "Аэрофлота", 12 самолетов), UtAir (50 самолетов), Orenair (16 самолетов), "Глобус" ("дочка" S7, 13 самолетов), "Якутия" (4 самолета), NordStar Airlines (10 самолетов).
Согласно данным официального сайта компании Boeing, самолеты Boeing 737 также эксплуатируют российские компании "Газпром авиа", "Алроса Авиа".
По данным на 5 ноября 2015 года, с самолетами Boeing 737 произошло 170 катастроф, приведших к гибели 4535 человек. Кроме того, самолеты этого типа 112 раз захватывали злоумышленники, в результате терактов погибли 325 человек. В России за время эксплуатации с самолетами этого типа произошло две катастрофы, в которых погибли 138 человек.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников