МОСКВА, 4 ноя — Р-Спорт, Сергей Смышляев. Очередной грандиозный коррупционный скандал прогремел в мире спорта в среду, на этот раз — в легкой атлетике, и вновь, как и в деле с коррупцией в ФИФА, не обошлось без обвинений в адрес России.
Бывший президент Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF) Ламин Диак и его юрист Хабиб Сиссе были арестованы во Франции по обвинению в коррупции, связанной с кампанией IAAF по борьбе с допингом. 82-летнему сенегальцу, возглавлявшему IAAF c 1999 года, а после истечения полномочий в августе ставшему почетным президентом IAAF, предъявлены обвинения в коррупции и отмывании денег, Сиссе — только в коррупции.
Арест и версии
Новость о вспыхнувшем скандале появилась в СМИ около 13:00 по московскому времени, после чего лавина поступающей информации набирала ход в геометрической прогрессии. Как сообщило агентство Рейтер, Диак подозревается в получении взятки от Всероссийской федерации легкой атлетики (ВФЛА) за сокрытие допинговых дел российских спортсменов.
"Мы в курсе этой ситуации. В настоящее время, как вы знаете, специальная комиссия WADA (Всемирного антидопингового агентства) работает по расследованию случаев нарушения как в IAAF, так и в ряде других федераций, и в РУСАДА (Российском антидопинговом агентстве) тоже. До завершения работы комиссии никаких комментариев мы не даем. Наше агентство полностью открыто для сотрудничества, всегда было открыто. И в этом случае будем готовы к сотрудничеству по расследованию, если к нам обратятся с соответствующим запросом", — заявил агентству "Р-Спорт" исполнительный директор РУСАДА Никита Камаев.
При этом Мутко отметил, что расследование по делу Диака должно пойти на пользу мировой легкой атлетике.
"Не знаю, что там про взятки. Наверное, эти выводы сделаны на основе обвинения Шобуховой. Вы знаете, что по ВФЛА работала специальная комиссия. Будет доклад. Мы делали и будем делать все, чтобы наш спорт был чистым. В целом, думаю, это (расследование) пойдет на пользу мировой легкой атлетике", — заявил Мутко по телефону.
История события
WADA в августе объявило, что дисквалификация Шобуховой, которая была наказана на основании ненормальных показателей гематологического профиля биологического паспорта, сокращена на семь месяцев, ее срок истек 23 августа.
Еще в августе немецкая и британская пресса выступила с рядом заявлений, в которых IAAF обвинялась в сокрытии фактов, свидетельствующих об употреблении допинга рядом ведущих атлетов.
В декабре WADA начало расследование из-за обвинений в допинге в международной легкой атлетике. В середине сентября сообщалось, что WADA рассчитывает получить отчет специальной комиссии, расследующей факты систематического применения запрещенных препаратов российскими спортсменами, до середины ноября.
Спустя почти два часа после известия об аресте Диака IAAF выступила с заявлением, что сотрудничает с властями Франции по расследованию. "IAAF подтверждает, что, исходя из расследований независимой комиссии WADA и собственной независимой комиссии по этике IAAF, французские власти начали расследования. IAAF в полной мере сотрудничает со всеми расследованиями, как это было с самого начала", — говорится в заявлении IAAF.
"В рамках расследования французских властей, полиция вчера посетила штаб-квартиру IAAF, провела интервью и получила доступ к документам", — добавляется в заявлении.
При этом по информации АФП, нынешний президент IAAF двукратный олимпийский чемпион в беге на 1500 метров британец Себастьян Коу, сменивший Диака во главе организации в августе, сам предложил полиции допросить его по делу его предшественника.
200 тысяч евро
"Дело возбуждено против Диака. Это совершенно разные вещи, — сказал Мутко по телефону в ответ на вопрос, могут ли российские легкоатлеты подвергнуться дисквалификации и возможно ли применение санкций к спортсменам и ВФЛА по делу Диака. — Ну и что, что замешана (ВФЛА)? Это уголовное преследование. Если кто-то в чем-то замешан, пусть несет ответственность по закону, если будет что-то доказано. Это не новость какая-то, все расследования проведены, и этический комитет заканчивает расследование в Международной федерации легкой атлетики".
"Заканчивает работу специальная комиссия WADA. Если там будут люди, которые в чем-то уличены, они по спортивному законодательству будут наказаны. А это уголовное преследование. Это параллельные жизни, о другом речь идет. Кто-то кому-то какие-то взятки давал, а при чем здесь легкая атлетика России?" — добавил министр спорта РФ.
Очередной арест
В изначальном сообщении об аресте Диака упоминалось, что под стражу был взят врач, имя которого не называлось. Спустя три часа, агентство Франс Пресс сообщило, что третьим задержанным оказался бывший глава антидопингового департамента IAAF Габриэль Долле.
Долле покинул пост главы департамента в декабре 2014 года. Сообщалось, что имя Долле встречается в показаниях, представленных комиссии по этике IAAF командой уличенной в употреблении допинга Лилии Шобуховой.
Позже генеральный секретарь ВФЛА Михаил Бутов заявил агентству "Р-Спорт", что IAAF заверила, что речи об исключении российских легкоатлетов из каких-либо соревнований не идет.
"На многочисленных встречах, которые у меня были с нынешним руководством IAAF, и во время встреч президента (организации Себастьяна Коу) в Москве 2 ноября, когда он был с визитом у нас здесь, мы еще раз получили подтверждение, что ни о каких исключениях российских спортсменов из каких-либо соревнований речи не идет. Мы должны объединиться, чтобы изжить эти проблемы, которые существуют в мировой легкой атлетике — это было заявлено абсолютно точно", — сказал Бутов по телефону.
Диак выпущен под залог в полмиллиона
Позднее представитель прокуратуры Франции Жан-Ив Лургуйо заявил, что Диак подозревается в получении взятки от ВФЛА в размере 1 миллиона евро. А агентство АП в свою очередь сообщило, что Диак и его юрист были выпущены под залог в размере 500 тысяч евро, но обоим было запрещено покидать территорию Франции, и у них были забраны паспорта. Арест Диака будет рассмотрен комиссией по этике МОК.
Экс-глава ВФЛА Валентин Балахничев заявил агентству "Р-Спорт", что российская сторона не согласна с теми обвинениями, которые выдвинуты против нее комиссией по этике WADA. "Как показывает опыт других стран, такие вопросы разбираются дома", — заметил он. Более того, Балахничев предположил, что возникшая ситуация с допингом вообще является одним из способов, которым можно очернить российский спорт, и это связано с существующей политической обстановкой.
"В целом предубежденное отношение к российскому спорту есть. Российский спорт — часть государственной политики. Санкции бьют по самым уязвимым местам: по нефти и газу. Спорт — часть госполитики, — сказал экс-глава ВФЛА. — Спорт надо очернить. Способ очернения — допинг. Борьба с допингом не носит общий характер, она носит целевой характер. Мы выбраны как цель борьбы. Возьмитесь за другую страну с таким рвением, другая страна окажется в таком же положении. Избрали Россию, потому что в целом такая политическая обстановка".