Российский сценарист и режиссер Михаил Расходников подал в суд на компанию 20th Century Fox: в новом американском фильме "Марсианин" слишком точно повторяются сцены, созданные ранее российскими кинематографистами. Подробности этой истории он рассказал в интервью главному редактору интернет-портала "Россия для всех" Радику Амирову.
— Михаил, так как получилось так, что, по вашим словам, эта идея американской ленты, мягко скажем, не их идея?
— Давайте по порядку. Идея фильма "Марсианин" возникла в моей голове в 2007 году. Я хорошенько подумал об этом, поговорил с коллегами по киноиндустрии, они поддержали мои идеи, написал синопсис — 24-страничный труд. Год спустя я написал сценарий. Еще год спустя я познакомился с российским космонавтом Максимом Сураевым. Он дважды был в космосе и знает, что такое настоящий космос. Максим общительный, добрый, и его советы и консультации здорово помогли мне доработать сценарий.
Но, к сожалению, в то время жанр фантастики в отечественном кино по каким-то причинам не принимался. Тогда я через своего представителя в июне 2010 года передал письмо со сценарием в кинокомпанию FOX. Они, видимо, получили мое послание… Мы ждали ответа месяц или чуть больше. Потом приходит ответ от FOX, что с ними этот проект не состоится.
Ну что делать?! Мы не опустили руки, а принялись искать тех, кто помог бы нам и положил бы начало для начала съемок у нас, в России.
Нашли партнеров, деньги и в 2011-м стартовал наш проект по полномасштабным съемкам "Марсианина". Год спустя мы завершили съемки, вышел первый тизер нашей ленты, соответствующая информация попала в соцсети.
Через какое-то время в свет выходят сначала книга Энди Уира с одноименным названием. Я поначалу даже не обратил на это внимания. Затем пресса стала писать о том, что начнутся съемки картины по книге Энди Уира. Потом стало известно, что режиссером выступит Ридли Скотт.
— А что с отечественным вариантом "Марсианина"?
— Увы, он до сих пор не вышел по разным причинам… Зато на экран вышел другой, американский. Я не буду скрывать тот факт, что, когда мы снимали "своего" "Марсианина" намного ранее работ Уира и Скотта, то периодически выкладывали в социальные сети для общего доступа планы съемок и много из того, что называется рабочим процессом. Мы рассказывали нашим зрителям, всем интересующимся, о том, как мы трудимся, как протекает съемочный процесс, ведь не секрет, многим хочется "побыть" внутри съемочного процесса, виртуально быть на площадке.
Так вот. В работе Скотта и Уира очень часто повторяются наши схемы — эпизоды, сцены, расположение героев в кадре, диалоги. Я уже не говорю о сюжете вообще. Это прямо зеркальное отражение нашего труда. Это очень подозрительно… Очень. Повторю, я отправил в эту же кинокомпанию сценарий с визуальным материалом, они отказываются, и эта же самая компания выпускает почти такой же фильм с таким же точно названием.
— И вы решили подать в суд на американскую кинокомпанию?
— Вернее, на их представительство в СНГ в Москве. Первое заседание уже прошло, второе заседание состоится в ноябре.
Я не могу и не имею права разглашать все, что хотелось бы в интересах вынесения решения суда. Я заявляю претензии творческого и материального плана. Американский "Марсианин" собрал хорошую кассу во всем мире, в том числе в России. Мои претензии оцениваются в сумму 50 млн рублей.
Могу еще сказать, что моим адвокатом на суде выступает известный адвокат Шота Горгадзе. Мы надеемся, что со временем правда все же восторжествует.
— А вы пытались решить дело без суда?
— Да. Но мне было сказано, что Энди Уир и авторы фильма (американского) "Марсианина" не владеют русским языком (а сценарий написан на русском), поэтому не могли взять наш сценарий за основу. Тема Марса в интернете не такая уж широкая. Как можно было заметить советский марсоход, темы этой планеты и уж совсем "не заметить" наши декорации, которые тоже находятся в широком доступе в соцсетях по этой же тематике?! Это и вызывает у нас вопросы.
— Михаил, представим гипотетически. Чисто гипотетически. Вы собрались в космос — прямо как по фильму. Можно брать трех человек. Кого возьмете с собой?
— Кого?! Супругу и еще двух друзей.
— А космонавта Максима Сураева, так много сделавшего для вас?!
— Максима — обязательно! Как я мог его забыть?! Сураев будет у нас командиром. А супругу и двух друзей — их тоже обязательно. Без них не полечу!