При этом политологи уже называют дипломатической победой Москвы тот факт, что США и некоторые их союзники готовы принять идею сохранения сирийского президента Башара Асада у власти, хотя бы на переходный период.
В пятницу в Вене проходит многосторонняя встреча по ситуации в Сирии. В ней принимают участие 19 делегаций, в том числе представители всех стран — постоянных членов СБ ООН, Иран, Саудовская Аравия и другие государства региона.
Надежда на расширенный формат
"Впервые разговор на эту тему становится по-настоящему представительным. До того, как это произошла, например, на женевских переговорах, доходило до абсурда, когда Саудовская Аравия блокировала участие Ирана, и для того, чтобы хоть как-то это сбалансировать, на переговорах не присутствовала и сама Саудовская Аравия. То есть ключевые страны, от которых зависит 70% урегулирования, они отсутствовали", — заявил Лукьянов РИА Новости.
По его мнению, состав участников встреч по Сирии качественно изменился благодаря усилиям России, которая сместила весь баланс, что был раньше. "И этот состав уже имеет смысл рассматривать в плане рабочей группы по решению конфликта, а не просто декларации", — считает Лукьянов.
С Лукьяновым согласна советник директора Российского института стратегических исследований, востоковед Елена Супонина, которая отмечает, что российская дипломатия в Вене ведет себя наступательно.
"Это заметно по реакции дипломатов из других стран, многие предложения России принимаются, чему наверняка, способствует и российская военно-воздушная операция в Сирии. Одно из предложений, которое выдвигала Москва и которое было принято всеми — чтобы был расширен список государств-посредников", — заявила она РИА Новости.
Супонина напомнила, что Москва настаивала на том, чтобы в переговорах участвовал Иран, и это произошло. По ее мнению, без учета интересов Ирана решить проблему Сирии невозможно.
"Понятно, что Сирия находится в геополитическом пересечении интересов многих региональных государств, поэтому также необходимо будет найти компромисс, устраивающий и такие соседние с Сирией страны, как Турция и Иордания. Естественно, интересы Саудовской Аравии также должны быть учтены, поэтому неудивительно, что все эти страны сейчас участвуют в переговорах", — сказала востоковед.
Найти компромисс будет сложно
Как отмечает Супонина, найти компромисс, устраивающий всех, будет очень сложно, поэтому успехом в Вене является сам расширенный формат переговоров стран-посредников.
Однако, по мнению специалиста, с точки зрения событий в самой Сирии, до урегулирования пока еще очень далеко.
"Переговоры в Вене потребуют продолжения, как на уровне министров иностранных дел, так и на уровне рабочих групп. Хорошо, что в переговорах участвует спецпредставитель генсека ООН Стаффан де Мистура. Насколько мне известно из источников в его команде, ООН имеет определенный план действий в Сирии, в который были внесены коррективы уже после начала российской военной операции. На план де Мистуры вполне можно опереться при решении многих сложных вопросов в Сирии", — считает она.
Дипломатические успехи Москвы
"Раньше они наотрез отказывались даже обсуждать, добиваясь его немедленной отставки. Теперь, наконец, американцы поняли, что немедленный уход Асада будет означать обрушение государственных институтов в Сирии. Жаль, что это понимание пришло несколько поздновато и для этого потребовались такие серьезные доводы как ракетно-бомбовый удар по террористам в Сирии", — добавила она.
Третья позиция, как указала Супонина, по которой россияне явно опередили американцев это, как ни странно, более отлаженная работа по теме сирийской оппозиции.
"Российская делегация оперативно предложила участникам список из нескольких десятков сирийских оппозиционных групп, которые можно назвать наиболее "здоровой" частью оппозиции. Удивительно, что американцы, которые, казалось бы, в последние годы делали упор на работу именно с оппозицией, до сих пор таких списков не предоставили", — заключила она.