МОСКВА, 22 окт — РИА Новости. Глава крупнейшего российского банка Герман Греф, выступая перед инвесторами в Лондоне, назвал ситуацию в российской экономке "черным лебедем", который стал причиной ухудшения прогнозов Сбербанка на ближайшие три года.
Сбербанк презентовал обновленную стратегию развития до 2018 года. Если в предыдущем прогнозе ожидалось ежегодное увеличение прибыли на 14-16%, то сейчас с 2016 года Сбербанк рассчитывает наращивать прибыль на 10%.
Прибыль Сбербанка по МСФО за 2013 год составила 362 миллиарда рублей, в 2014 году — 290,3 миллиарда рублей, Греф прогнозировал, что прибыль 2015 года упадет на 30%. Прогноз роста активов также снижен — вместо роста в два раза ожидается увеличение в 1,8 раза.
"Черные лебеди"
Банковский сектор первым принял удар в этот кризис и пострадал больше всех, считает Греф.
"Если 2013 год был в пределах наших ожиданий, даже немножко лучше, то эти два года радикально изменили всю макроэкономическую картину. И, наверное, правильнее говорить о том, что это как раз та самая ситуация, которую (экономист — ред.) Нассим Талеб называл "черным лебедем". К сожалению, этих лебедей было несколько", — заявил Греф.
"Мы представляли себе, что нефть будет стоить 100 долларов за баррель, что рост ВВП будет составлять примерно 2,2%. Мы не надеялись, что наша экономика будет очень сильно расти. Мы имели другие представления о курсе национальной валюты, инфляции и оттоке капитала. Наши сегодняшние представления очень сильно отличаются от того, что мы представляли вам всего два года назад", — отметил глава Сбербанка.
По новому макропрогнозу Сбербанк ожидает снижение ВВП в 2015 году на 3,6%, в среднем до 2018 года будет рост на 1,3% вместе прогнозировавшего ранее среднего роста на 2,2%. Ожидания по среднему курсу рубля выросли до 58 рублей за доллар против 35 рублей в прежнем прогнозе. Инфляция прогнозируется на уровне 12,3% в 2015 году и 7,5% в среднем до 2018 года против ожидавшихся ранее в среднем 5%. Вместо притока капитала Сбербанк ожидает оттока в 155 миллиардов долларов на прогнозный период.
"Когда мы этот сценарий презентовали совету директоров, встретили изрядную долю критики. По их мнению, ситуация может быть еще хуже", — отметил Греф.
Откуда будет расти прибыль Сбербанка
"Мы предполагали, что у нас будет гораздо более агрессивное снижение маржи в течение следующих пяти лет как результат агрессивной конкуренции на рынке. По факту, сейчас мы пересматриваем наш прогноз, и процентную маржу мы видим несколько выше на этом горизонте", — отметил зампред правления — финансовый директор Сбербанка Александр Морозов.
Сбербанк улучшил прогноз по чистой процентной марже на 2018 год до более 5% с более 4,5. При этом банк ухудшил прогноз по стоимости риска со 120-150 базисных пунктов (б.п.) до 190 б.п.
"Что означает повышение стоимости риска — как это компенсировать? Одна десятая процента cost of risk — это примерно 20 миллиардов рублей, влияние на нашу чистую прибыль. Один процентный пункт cost to income — это примерно 15-20 миллиардов рублей", — отметил Морозов.
Cost to income ожидается по новому прогнозу на уровне менее 40% против предыдущей цели в 40-43%. "Что это означает? Это означает, что будучи более консервативными с точки зрения прироста наших активов, которые будут расти медленнее, чем мы предполагали, но на большей марже, мы сможем компенсировать процентные доходы. Рост cost of risk будет в значительной степени, если не полностью компенсирован нашей большей эффективностью с точки зрения cost to incomе", — заявил финдиректор.
Сбербанк намерен быть максимально консервативным в плане создания резервов, что приводит к увеличению стоимости риска. "Вы знаете, мы с упорством маньяка создаем эти резервы, мы готовим себя… к спасению бегом, чтобы никакие "черные лебеди" для нас не стали неожиданностью, чтобы мы были к этому готовы", — заявил Морозов.
Резервы по отношению к портфелю на конец трехлетнего периода будут на уровне 9% и более. Финдиректор добавил, что Сбербанк прошел пик формирования резервов и дальше стоимость риска будет снижаться.
Сбербанк смещает акцент на розницу
"Мы не покупаем долю, мы берем клиентов их лояльностью", — подчеркнул финансист.
"Мы уверены, что в этом отношении консолидация российского банковского сектора, те наши инвестиции, которые сделали удобными продукты для клиентов — они помогут нам не только удержать, но и увеличить долю лояльных клиентов, при этом существенно снизив стоимость привлекаемых пассивов", — пояснил Морозов.
Когда молится Греф
Греф довольно эмоционально рассказал инвесторам об атаках, которые пережил Сбербанк в декабре в период паники среди населения. Сбербанк в течение одной недели в декабре 2014 года лишился 1,3 триллиона рублей наличных денег или 300 тонн наличности из-за паники населения на фоне хорошо спланированной атаки.
"Мы не могли себе представить ни в одном стресс-тесте, что с такой скоростью можно выносить нашу ликвидность. В течение одной недели из Сбербанка было вынесено 1 триллион 300 миллиардов рублей. Это был драматический момент для нас", — сказал Греф.
Сначала клиентам Сбербанка в период "черного вторника" декабря 2014 года было разослано более 1 миллиона смс-сообщений о проблемах в банке, затем последовала вторая волна смс-сообщений, которая и вызвала панику населения и очереди у банкоматов Сбербанка. "Смс такого содержания: Сбербанк под санкциями, у меня есть точная информация из Visa и MasterCard, что через два дня все карточные сервисы Сбербанка будут заблокированы и ваши деньги будут заблокированы и изъяты", — пояснил топ-менеджер.
"К сожалению, это сработало, и мы увидели грандиозный поток людей к нашим отделениям, к каждому нашему банкомату… Никогда в дурном сне мы не могли себе представить, что это возможно", — сообщил Греф, отметив, что Сбербанк имеет самую большую сеть банкоматов в мире.
"Мы поняли, что это "час истины", когда нам остается только расслабиться и молиться. Молиться, чтобы этот ужас, как можно скорее закончился, и наша IT-система выдержала", — сказал Греф, констатировав, что система Сбербанка выдержала.