Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В течение последних суток состоялась заочная дискуссия президентов США и РФ относительно сложной ситуации в Афганистане. 15 октября Барак Обама заявил, что 5,5 тысячи американских военных задержатся после 2016 года в Кабуле, Баграме и Кандагаре (на конец 2016 года планировался полный вывод войск США из страны), а пока численность американских войск сохранится на уровне 9,8 тысячи человек.
Касаясь обстановки в Афганистане на заседании Совета глав государств СНГ 16 октября, Владимир Путин отметил: "Ситуация там, действительно, близка к критической. Террористы разных мастей набирают все больше влияния и не скрывают планов по дальнейшей экспансии. Одна из их целей — прорваться в Центрально-Азиатский регион. Нам важно быть готовыми согласованно реагировать на такой сценарий".
Россия и страны Центральной Азии встревожены проникновением в регион боевиков из Афганистана, и готовы к взаимодействию. РФ может вернуться к охране таджикско-афганской границы. И эта готовность лишний раз подтверждает низкую эффективность американских войск. Что они делали в Афганистане более 14 лет?
Вывод невозможен
США много лет создавали новую армию Афганистана, однако 29 сентября немногочисленные боевики Талибана захватили город Кундуз, и семитысячный армейский гарнизон отступил. За 14 лет это стало крупнейшей победой вооруженной оппозиции. Сегодня количество боевиков в Афганистане достигло 50 тысяч человек, и в основе группировок — по-прежнему исламское движение талибов.
В 2015 году от рук боевиков погибли более 3500 афганцев, значительно выросло количество беженцев в соседние страны. За 14 лет объем производимых наркотиков вырос в 40 раз.
Между тем в конце 2014 года США и их союзники попытались свернуть здесь миротворческую миссию под предлогом стабилизации обстановки. Возможно, американские войска устали, и их целесообразно отправить домой, чтобы найти принципиально иной выход из многолетнего афганского тупика.
8 октября начальник Генерального штаба ВС РФ Валерий Герасимов предложил новый взгляд на обеспечение безопасности в регионе: "Необходимо подумать о вкладе ШОС и стран-партнеров в организацию коллективных усилий по поддержке афганского руководства и выработке действенных мер по стабилизации обстановки в Афганистане".
Действительно, в современном мире коллективную безопасность обеспечит лишь интеграция географически близких и имеющих общие интересы государств. План России прозрачен:
— содействие руководству Афганистана и других центральноазиатских государств в оснащении и обучении их силовых структур;
— содействие социально-экономическому развитию стран региона и гуманитарная помощь населению Афганистана;
— пресечение источников финансирования, каналов поставок оружия экстремистским организациям.
Что мешает открыто объединить усилия остальным заинтересованным сторонам — в лице США и НАТО? Тем более что речь идет не столько о деньгах, сколько о региональной и глобальной безопасности.
Возвращение в реальность
Очевидно, сотрудничество США и РФ по ближневосточной проблематике взаимовыгодно, и Россия открыто предлагает варианты взаимодействия. Принципиально отвергая подобную возможность, США поступают нерационально. Развитие событий на Ближнем Востоке продолжится во всех случаях.
Вот, Иран запустил свою баллистическую ракету. Ничего удивительного, в XXI веке "добродетельный гегемон" всей своей внешнеполитической активностью привел соседей по планете к выводу: только государство с развитым военно-промышленным комплексом и современной армией может избежать судьбы Ирака, Ливии, Сирии.
В недавней конференции (под эгидой ШОС) по Афганистану участвовали 15 государств. Анализировали системные проблемы безопасности, которые зародились в ДРА еще в начале 90-х годов ХХ столетия, когда для борьбы с ограниченным контингентом советских войск американское ЦРУ создало исламское движение талибов. После мнимой победы в холодной войне отдельные западные государства пренебрегали нормами международного права, интересами соседей, широко применяли опыт движения талибов для достижения собственных геополитических целей. И сегодня на Ближнем Востоке разгребают плоды этой самонадеянности.
Одновременно в регионе происходит сложный выбор между политически эффективной Россией и политически заторможенной Америкой, между надежным союзником и заносчивым демагогом. И многим уже ясно — в новой реальности никто не остановит Россию.
Так, по мнению аналитика Моники Кроули из Washington Times, Владимир Путин хладнокровно отстаивает национальные интересы России, опираясь на общность целей Ирана, Ирака, Сирии, Египта, Израиля. И, напротив, у администрации Белого дома нет реальной стратегии урегулирования кризиса. Барак Обама осторожен, его команда разобщена интересами различных финансовых групп, никто не способен принимать ответственные решения. Вот, и Афганистан решили оставить "как есть" до прихода следующей администрации Белого дома.
Выбирая для демонстрации силы многострадальный Ближний Восток, США моделируют ошибки Советского Союза — идеологическую косность, оторванность от реальности. К примеру, сотрудник американской разведки свидетельствует, что Фронт аль-Нусра — это умеренная сирийская оппозиция. А речь идет о дочерней структуре ИГ, которая не поделила с ИГ сферы влияния в Сирии. По сути ИГ и Фронт аль-Нусра — продолжение "Аль-Каиды".
Пока одни политики по инерции (и желая угодить США) называют действия России на Ближнем Востоке "сирийской авантюрой", другие уже понимают, что "второй Афганистан" Москве не угрожает. Потому что Вооруженные силы РФ находятся в прекрасной форме, и потому что Россия принципиально улучшила отношения со странами Ближнего Востока.
РФ готова к переменам, к открытому и легитимному сотрудничеству и с Афганистаном. Мир изменился. Возможно, пора приводить в соответствие американские представления о нем.