МОСКВА, 27 сен — РИА Новости. В США не построили необходимого для поддержания "превосходства в воздухе" количества проверенных истребителей пятого поколения F-22 Raptor — сейчас их 187 вместо минимально допустимого ВВС размера флота в 243 самолета, поспешив заменить их на многострадальный F-35, пишет основатель блога военной тематики Foxtrot Alpha Тайлер Рогоуэй.
Обозреватель отмечает, что, пока "Рэпторы" доказывали свою состоятельность в воздухе, на земле шли ожесточенные бои по поводу будущего программы F-22. Роберт Гейтс, возглавлявший Пентагон при двух администрациях — Барака Обамы и Джорджа Буша-младшего, — настаивал на том, что проект необходимо закрыть ввиду того, что он слишком дорого стоит, а истребители пригодны "лишь" для взлома противовоздушной обороны противника и для уничтожения ракетами класса "воздух-воздух".
"Предложения Гейтса пришлись как раз на тот момент, когда цена экспериментальных образцов F-22 начала резко падать. В последней партии из 60 истребителей один самолет мог стоить $137 млн — примерно столько же сейчас стоит "доступный" образец F-35А", — замечает аналитик.
В итоге программу производства F-22 закрыли и американские ВВС решили сделать ставку на F-35, чьи перспективы уже тогда казались крайне сомнительными. Роберт Гейтс мотивировал это решение тем, что военно-воздушным силам необходим истребитель, способный "сражаться в современных условиях боя" и по сценариям, с которыми США, "вероятнее всего, столкнутся в ближайшие годы".
"Для поддержания превосходства в воздухе я считаю необходимым строительство тактического истребителя пятого поколения, который можно было произвести в нужном количестве и в рамках умеренного бюджета", — цитирует Рогоуэй тогдашнего главу Минобороны. Учитывая, что превосходство в воздухе и уничтожение ПРО противника — обязательный минимум для современного истребителя, Гейтс сделал крайне близорукую оценку. Проект F-22, в свою очередь, был близок к тому, чтобы совершить "ценовой переворот", — разработчики истребителя в какой-то момент готовы были к производству при цене в менее $100 млн за один самолет.
"Закрытие программы F-22 станет одним из самых стратегически непродуманных решений, принятых за последние 20-25 лет", — говорил тогдашний начальник штаба ВВС США Майкл Моусли. Журнал National Defense Magazine также приводил цитату одного из командиров военно-воздушных сил Герберта Карлайла: "У нас недостаточно истребителей F-22. Это факт, с которым нужно смириться".
"Если бы мы произвели достаточно F-22, чтобы уничтожать защиту как наземных, так и воздушных целей и со временем улучшили истребитель, вероятно даже до версии FB-22 c авионикой, как на F-35, понадобился бы вообще ВВС F-35A?" — пишет обозреватель.
Программа F-35, по его мнению, вытянула все финансовые ресурсы, которые могли бы пойти на усовершенствование ведущихся проектов. По разным сообщениям, около $1,5 млрд пойдет на беспрецедентную по масштабам программу. Тем не менее у политического руководства США нет желания исправить грубую и очень дорогостоящую ошибку и возобновить производство F-22.