Прокурор Крыма Наталья Поклонская в эксклюзивном интервью РИА Новости рассказала, чем опасны радикалы из "Правого сектора", разбившие палатки на границе, почему крымских чиновников нелегко отучить воровать, а также что ждет бандгруппировки 90-х, которые держали крымчан в страхе долгие годы.
Прокурор также дала оценку намерениям украинских властей вернуть Крым любой ценой и пригласила иностранцев отвести душу, любуясь крымскими красотами.
Спонтанная беседа состоялась в кулуарах крымского правительства, однако это не помешало прокурору сполна и без подготовки охарактеризовать резонансные темы из жизни молодой республики.
— Наталья Владимировна, насколько продовольственная блокада Крыма со стороны Украины укладывается в рамки права?
— Так называемая блокада не соответствует никаким международным нормам. Но ее зачинщики не настроены созидать, они только все разрушают.
— Из-за блокады экономика полуострова несет большие потери?
— Все это идет во вред украинскому народу. Прекращение поставок продовольствия ударит по украинским сельхозпроизводителям, для которых, как издавна повелось, Крым был основным рынком сбыта. Сейчас украинские продукты просто пропадают, гниют.
— Чего добиваются этой блокадой ее зачинщики?
— Им надо дальше оправдывать свое существование. Они действуют в интересах заокеанских западных стран, выступают марионетками в чьих-то руках, пытаясь свести счеты с Крымом и навредить России. Но уверяю, что их планы доставить крымчанам неудобства тщетны, угрозы продовольственной безопасности нет, продуктов у нас вдоволь.
— Спровоцировала ли блокада рост цен на крымских рынках?
— Ни одного обращения или жалобы, что где-то поднялись резко цены либо отсутствуют необходимые продукты питания, к нам не поступало. Мы как жили, так и живем.
Создана специальная рабочая межведомственная группа — цены будут отслеживаться ежедневно. Если кто-то захочет заработать спекулятивным путем, завышая стоимость товаров, то ничего не получится. Мы не позволим наживаться на сложившейся ситуации.
— Бойцы "Правого сектора" уже разбили палатки на границе с Крымом, пока для того, чтобы не пускать на полуостров грузовики с продуктами. Существует ли террористическая угроза со стороны украинских националистов?
— Все силовые ведомства на крымской границе работают в усиленном режиме. Украинские радикалы, у которых в правилах убивать, грабить, бить, несут наибольшую угрозу своим же гражданам. Реальную силу они способны применить только к беспомощным украинцам, потому как уверены в своей безнаказанности. По отношению к России и к Крыму все угрозы только на словах и то на безопасном расстоянии, так как у них еще есть чувство самосохранения.
Максимально, на что способны радикалы, которые разместились по ту сторону границы, – разжечь костер, побить в барабаны издалека, но ближе никто не подойдет.
— Активист Евромайдана Костенко был приговорен к 4,2 года лишения свободы за свои бесчинства на киевском Майдане. Удалось ли адвокату оспорить вердикт крымского суда?
— Апелляция рассмотрена. Приговор в целом оставлен в силе, но частично изменен — на три месяца снизили меру наказания, учли смягчающие обстоятельства, среди которых наличие на иждивении малолетнего ребенка и то, что Костенко ранее не привлекался к уголовной ответственности.
Его доводы и крики адвоката, что над ним издевались, не давали ни пить, ни есть, ничем не подтвердились. На сегодня осужденный Костенко чувствует себя нормально. Жалоб на условия содержания не поступает.
— Ведутся ли расследования по другим эпизодам избиения националистами крымских "беркутовцев" на Майдане?
— Расследуется еще одно уголовное дело, которое в ближайшее время направят в суд. Обвиняемому инкриминируется покушение на жизнь сотрудников "Беркута".
Задержание проводилось полтора месяца назад в одном из регионов России, после чего обвиняемый был этапирован в Крым. Он — гражданин России, но не крымчанин. Находится под стражей и в ближайшее время сядет на скамью подсудимых. Он так же, как и Костенко, был на Майдане и участвовал в беспорядках.
— Когда будет передано в суд дело по бойцу батальона "Азов", который подозревается в причастности к поджогу крымской мечети и покушении на теракт у здания прокуратуры республики?
— Уголовное дело находится на стадии завершения и будет направлено в суд. Свою вину он признал и выдал других. Они же смелые, когда в масках и когда чай пьют с психотропными веществами. Когда чай заканчивается, и смелость развеивается.
— Крым несколько лет назад содрогнулся от убийства мэра Феодосии Александра Бартенева и мэра Симеиза Костенко. Удалось ли выйти на след преступников?
— Подозреваемые есть, но я не буду раскрывать подробности, чтобы не навредить следствию. Скрываются они не на Украине. Это резонансные дела, которые находятся на контроле у прокуратуры республики.
— Как проходит расследование дела о смерти мэра Коктебеля? Стоит ли рассматривать версию криминала?
— Там проводилась проверка, но дело не возбуждалось по факту причинения смерти.
— Главарь банды, совершившей 29 убийств и 12 покушений, Андрей Лаптев понес наказание. Проводится ли работа по другим ОПГ, которые нагоняли страх на крымчан в 90-е? Среди них "Башмаки", "Сэйлем", "Греки".
— По всем эпизодам с участием вооруженных крымских бандформирований, которые промышляли в 90-х годах, а некоторые отголоски продолжают звучать и по сей день, принято процессуальное решение, по каждому трупу возбуждено уголовное дело, а органами предварительного следствия проводятся расследования.
Каждое преступление получило оценку в российском правовом поле, работа продолжается, и всех преступников ждет участь банды Лаптева.
— Закончена ли проверка на "Черноморнефтегазе", которую поручал провести глава Крыма Сергей Аксенов?
— Проверка закончилась семью уголовными делами. Выявлен ущерб на сумму 2,5 миллиарда рублей. Одну часть уголовных дел расследует Крымское следственное управлением МВД, вторую – следственный комитет республики.
По нашему представлению отстранен гендиректор "Черноморнефтегаза" Сергей Бейм, который в последующем уволился. Надеюсь, что новый глава компании не допустит теневых и мошеннических схем.
— Бюджетные деньги всегда были лакомым куском для обогащения при Украине. Теперь воровать стали меньше?
— Прокурорские проверки показывают — факты злоупотреблений и расхищений бюджетных средств не искоренены.
К примеру, в Джанкойском районе из бюджета выделили 20 миллионов рублей на ремонт кровель 11 школ, из них 18 миллионов украдено. По другим регионам тоже есть проблемы, но я не могу сказать, что все плохо и страшно.
Предупреждаю, что все махинации с бюджетными деньгами будут пресекаться. Если кто из чиновников думает, что не заметят, то глубоко ошибаются. Заметим и дадим принципиальную правовую оценку, никому поблажек не будет.
Если кто-то посмеет взять себе в карман из бюджетных денег хоть копейку, сядет в тюрьму. По-другому не будет, пока я здесь прокурор. Спуску никому не дадим.
Ряд уголовных дел по хищению бюджетных средств уже готовы передать в суд. Мы здесь для того, чтобы чиновники боялись воровать.
— Начальник крымской налоговой службы Кочанов, подозреваемый в даче взятки сотруднику ФСБ, не уйдет от суда?
— Предварительное следствие по такому ясному и очевидному факту затянулось из-за болезни Кочанова — у него сердечное заболевание. Он длительное время находился на лечении, поэтому следователи не могли провести с ним необходимые следственные действия, чтобы завершить расследование и направить дело в суд.
В настоящее время уголовное дело в суде.
— На ваш взгляд, сколько понадобится времени, чтобы мир признал российский Крым?
— Крым уже признан миром, потому как воссоединение полуострова с Россией это уже свершившийся и очевидный факт.
Простые люди, в том числе в западных странах, это прекрасно понимают. Мы так громко вернулись домой, что теперь весь мир знает, что такое Крым и где его родина.
Но а если политики стесняются или отказываются признавать выбор крымчан в силу своих амбиций и личных мотивов, то это их проблемы. К нам же приезжают делегации из Франции, Японии, Италии, Америки, Германии. Все просят встретиться, и все убеждаются, что Крым – это Россия. И так было, есть и будет.
— Рады ли видеть в Крыму иностранцев?
— Если с добрыми мыслями и пожеланиями, то пусть приезжают. Мы с радостью примем. У нас тут такие красоты, пусть хоть душу свою отведут в Крыму, порадуются. Может, и свет в душе появится.
— Как вы оцениваете заявление украинских властей вернуть Крым любой ценой?
— Пустые декларации, которые они с завидной частотой повторяют в свое оправдание. Им этот Крым раньше не нужен был – не занимались его развитием, а сейчас и подавно не нужен. Пусть сначала разберутся со своими проблемами, подумают о собственной безопасности. "Правый сектор", вскормленный непонятно кем, скоро к ним же и придет, потому что им наскучит сидеть у границы и жечь костры.
— Это только богу известно. Люди натерпелись, они уже больше нечего и не хотят, наверное, кроме как мира.
У меня бабушка на Донбассе осталась. Сама была в плену у немцев, издевательства терпела, после окончания Великой Отечественной войны медали и награды получила, а сейчас ее называют сепаратисткой. Встретиться ни со мной, ни со своим сыном, моим отцом, не может.
Мне очень хочется, чтобы Украина переборола эту инфекционную заразу, которая враждебно настраивает украинцев к русскому народу. Мы всегда жили рядом, шли рука об руку в трудные минуты войны, и теперь вдруг заокеанский народ стал ближе. Это просто безумие.
— Как вы восприняли альтернативную Крымскую прокуратуру, созданную в Киеве? Они сейчас активно возбуждают дела в отношении руководства республики и компаний…
— К ним не стоит относиться серьезно. Прокуратура Автономной Республики Крым – это посмешище, и максимум, на что способны руководители данных структур, — выдавать свои выдуманные бредовые идеи за факты. Пусть лучше создадут прокуратуру южноафриканской страны и из Киева защищают их племена.
Хотелось бы посоветовать руководству надзорного ведомства не позорить погоны и вспомнить, что они прокуроры и обязаны защищать людей, а не отрабатывать политические заказы.
— Вам не больно, что ваши бывшие коллеги в генпрокуратуре Украины теперь видят в вас врага?
— После государственного переворота в Киеве я написала рапорт на увольнение, мне уже тогда было стыдно надевать форму украинской прокуратуры, а тем более с грустью смотреть, как быстро переоделись и поменяли свое отношение к происходящему мои бывшие коллеги. Когда был Майдан, они собирали материалы для возбуждения уголовного дела в отношении активистов, а сейчас им же служат.
Все это люди без стержня, принципов, без своей гражданской позиции. Мне стыдно за то, что некоторые представители генпрокуратуры Украины никак не могут понять, что защищать надо не кучку руководителей, пришедших к власти посредством госпереворота, а народ, которому давали клятву служить верой и правдой.
С другой стороны, в генпрокуратуре остались неплохие, хорошие люди, только заблудились, страх, наверное, слишком серьезно их поглотил.
— Бывали прецеденты, когда сотрудники украинской прокуратуры искали защиты в Крыму и просились работать под вашим началом?
— Приезжали, но проблема в том, что на службу в прокуратуру принимаются только граждане Российской Федерации.
Но тем не менее многие бегут в Крым, некоторые вообще уходят из прокуратуры и начинают здесь заниматься другим делом. Некоторых сотрудников даже уволили из украинской прокуратуры за то, что они когда-то работали с Поклонской в Крыму, так сказать, имели связь с сепаратистами. Есть и такое, не буду называть регион Украины.
— Изменилась ли межнациональная обстановка в Крыму с учетом постоянных заявлений о давлении на крымских татар, которые якобы противятся переменам?
— Мы как жили в согласии, так и живем. Никому из крымчан не нужны проблемы, связанные с разжиганием межнациональной розни, ведь каждый хочет жить под мирным небом.
Ни одного уголовного дела по мотивам межнациональной розни после воссоединения Крыма с Россией возбуждено не было.
Спекулянтов из Украины и других стран, кричащих о межнациональных конфликтах в Крыму, хватает. Они хотят увидеть или спровоцировать конфликт между крымчанами, искусственно выдумывая проблемы, которых не существует и быть не может.
Крымчане живут в мире, и неважно, какой они национальности: татары, украинцы, русские, грузины, армяне. Все мы — многонациональный единый и равноправный русский народ.
— Стоит ли депутатам Рады Мустафе Джемилеву и Рефату Чубарову рассчитывать на отмену запрета на въезд в Крым?
— Я верю, что к каждому человеку со временем и опытом приходит мудрость. Чубаров и Джемилев должны помнить, что рано или поздно придется отвечать не перед мирским судом или своими руководителями, которым они подотчетны, а перед Господом.
Поэтому им стоит подзадуматься о своих деяниях, о том, как все это время толкали крымско-татарский народ к войне, к межнациональной розни и резне. Я уверена, что придет время и они одумаются, осознают все полноту греховного пути, который для себя избрали.
А насчет снятия запрета на въезд в Крым, то это не в моих полномочиях. Но с учетом возбужденных уголовных дел в отношении Чубарова и Джемилева я сомневаюсь, что они захотят вернуться обратно, ведь тогда придется предстать перед судом и сполна ответить за все свои действия.
— О каких уголовных делах идет речь?
— Возбуждено два уголовных дела: одно — за призывы к изменению территориальной целостности Российской Федерации в отношении Чубарова, второе – за незаконное пересечение государственной границы в отношении Джемилева. По данным уголовным статьям можно избирать меру пресечения в виде заключения под стражу.
— Признал ли свою вину один из лидеров меджлиса крымско-татарского народа Ахтем Чийгоз, подозреваемый в организации беспорядков в Крыму в феврале прошлого года у стен Крымского парламента?
— Дело на стадии завершения, в конце сентября — начале октября будет направлено в суд. Свою вину до конца он не признал.
Чийгоз обвиняется в совершении общекриминального преступления. Потащил за собой народ на митинг, множество людей пострадало, двое погибли, и теперь он должен ответить за свои деяния. Вот и будет на скамье подсудимых отвечать на вопросы суда.
— Одним из инициаторов продовольственной блокады Крыма является российский бизнесмен, имеющий активы в Крыму, Ленур Ислямов. Не идет ли его антикрымская деятельность вразрез с российскими законами?
— Он понимал, что не сможет заниматься в Крыму официальным бизнесом, поэтому перевел свои активы на подставные лица. Уверяю, что все его действия в отношении Крыма и России получат правовую оценку, мы работаем в этом плане и собираем соответствующую информацию с оперативными подразделениями.
— Они заслуживают, чтобы приговор был куда жестче. Отрицая свою причастность к подготовке теракта, они показывают этим свою трусливую натуру.
— Вы представляете себе жизнь без погон?
— Я не представляю своей жизни, не защищая своей родины, будь то в погонах или без них. Ведь это основное предназначение и задача настоящего офицера, гражданина.
— Вашему рейтингу могли бы позавидовать многие из политиков, в том числе на федеральном уровне. Хотели бы связать свою жизнь с политикой?
— Главное — просто приносить пользу людям и работать на своем месте. Я на своем месте и буду работать столько, сколько мне положено Господом и доверено президентом, генпрокурором и народом. А как дальше жизнь распорядится, я не знаю. Если буду приносить пользу России, хоть это будет политика или иная деятельность, я буду работать там, где мне суждено.
— С кем бы, не задумываясь, пошли в разведку?
— С мужем. Моя семья — самый верный попутчик, хоть в разведку, хоть куда.
— Говорят, что мечта — это половина богатства. О чем вы мечтаете?
— Я хочу, чтобы Россия становилась еще более могущественной и процветающей державой, а остальные страны уважительно и с трепетом относились к нашей стране.
— Вы не раз говорили о любви к России, а в чем ее величие?
— Величие России в нравственности. Смотрите, что творится в мире: узаконивают однополые браки, дети называют родителей не мама и папа, а родитель номер один, родитель номер два, даже есть родитель номер три, разрешают браки с животными. Где нравственность? Все перепуталось, грани стерлись.
А Россия — высоконравственная страна, и всегда такой должна быть. Еще государь Александр III в последних строчках завещания Николаю Александровичу (Николаю II) написал: "Укрепляй семью. Крепкая семья – основа сильного государства".
Старцы говорят, что Россия — это соль земли, не будет России, нарушится гармония мира, равновесие.