Владимир Ардаев, обозреватель МИА "Россия сегодня"
Два больших десантных вертолетоносца типа "Мистраль", построенные Францией для России, нашли нового хозяина. Французский президент Франсуа Олланд подтвердил, что они с египетским коллегой Абделем Фаттахом ас-Сиси достигли договоренности "по условиям и цене". Корабли отправятся в Египет.
После того, как в начале августа российский и французский президенты Владимир Путин и Франсуа Олланд согласовали совместное решение о прекращении действия контракта на строительство и поставку вертолетоносцев, их дальнейшая судьба была неясна. Корабли создавались французской судостроительной корпорацией DCNS по заказу России и специально для нее, на них было установлено российское оборудование, один российский экипаж успел пройти обучение на борту "Мистраля". Но в результате разногласий, возникших между Москвой и Западом по поводу кризиса на Украине, Франция отказалась поставлять вертолетоносцы России.
Интересы России и Франции не пострадали
После того, как контракт с Францией был расторгнут, Россия пристально следила за дальнейшей судьбой кораблей. Кремль выражал надежду, что при передаче "Мистралей" третьей стороне будут приниматься во внимание и российские интересы. Научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимир Евсеев поясняет, что речь прежде всего шла о том, чтобы эти десантные корабли не оказались в распоряжении стран, стратегические интересы которых могут представлять определенную угрозу безопасности России.
"При этом имеются в виду не только откровенно агрессивные режимы, но и те государства, с которыми у Москвы существуют, скажем так, некоторые разногласия. Например, вряд ли Россия приветствовала бы передачу французских "Мистралей" Польше или даже Турции, как, впрочем, и любому другому члену НАТО. В этом плане Египет у Кремля вряд ли вызовет вопросы", — говорит он.
Сегодня в Кремле подтверждают, что российские интересы при совершении сделки были учтены.
Соблюдены и интересы Франции, главный из которых заключался в том, чтобы все-таки продать свой товар. Расторгнув контракт с Россией и вернув ей в полном объеме деньги, выплаченные Москвой за вертолетоносцы, Париж оказался владельцем двух больших и дорогих боевых кораблей, которые, во-первых, были ему не нужны, во-вторых, дорого обошлись ему. Потеря 1,2 млрд евро, которые Франция первоначально могла выручить от сделки с Россией, наносила весьма чувствительный удар по ее экономике.
Официальный Париж заявил, что не понес убытков от сделки с Каиром. Франсуа Олланд назвал Египет "оптимальным покупателем для "Мистралей".
Египетские власти сделку пока не комментируют.
Для Каира — престиж и выгода
Владимир Евсеев полагает, что, приобретая у Франции "Мистрали", Каир прежде всего делает своего рода статусную покупку — он становится обладателем одного из самых современных видов боевых кораблей, тем самым значительно увеличивая свой "вес" в регионе.
Руководитель Центра военного прогнозирования Анатолий Цыганок уточняет, что при этом Египет учитывает и коммерческую составляющую сделки. Причем речь не только о том, что Франция уступает ему "Мистрали" дешевле, чем России.
"Египет сейчас становится основным покупателем оружия в Северной Африке, при этом его политика состоит в диверсификации военных поставок — он получает вооружения из США, России и других стран. В последнее время наметилось заметное развитие военно-технического сотрудничества с Францией: недавно Египет приобрел у нее партию истребителей Rafal, сейчас покупает два многоцелевых корвета Gowind. Становясь владельцем "Мистралей", Каир, очевидно, рассчитывает на то, что дальнейшее их дооснащение также обойдется ему дешевле — с помощью России", — предполагает военный аналитик.
Действительно, французские "Мистрали" успели во многом стать российскими: на них было установлено российское оборудование, которое сейчас демонтировано, но без особых проблем может быть вновь возвращено на место. Их палубы были специально модифицированы под российские вертолеты. Вопрос о поставках Москвой Каиру этих вертолетов Ка-52К может теперь стать предметом обсуждения.
Наконец, по тем же причинам "Мистрали" требуют и значительного доукомплектования вооружением — прежде всего зенитно-артиллерийским. И здесь на помощь Египту снова может прийти Россия, считает Владимир Евсеев.
"У России на "Мистрали" свои виды"
Владимир Евсеев считает такой вариант маловероятным — хотя бы по той причине, что Россия в этих кораблях не особо нуждается. Однако какие-либо иные варианты использования Россией египетских "Мистралей" он не исключает.
"У России на "Мистрали" есть свои виды, которые, вне всякого сомнения, учитывает и Египет. В этом, кстати, мог состоять и один из основных интересов Каира. Приобрести вертолетоносцы, доукомплектовать их до уровня полноценных боевых кораблей и сдавать в аренду. Потенциальными арендаторами вполне могут быть Россия и Китай", — говорит Евсеев.
Правда, первый заместитель председателя комитета Государственной думы по промышленности Владимир Гутенев заявил, что вопрос аренды "Мистралей" после их перепродажи Египту "даже теоретически не может ставиться, поскольку существует сертификат конечного пользователя. Если конечным покупателем является Египет, то он не может ни переуступать, ни сдавать в аренду третьим странам".
Вне зависимости от того, в каких формах будет развиваться военно-техническое сотрудничество России и Египта и какую роль в нем будут играть "Мистрали", ясно, что приобретение их Каиром у Франции послужит укреплению этого сотрудничества, утверждают оба аналитика.
"Во-первых, теперь эти корабли не появятся у государств, с которыми у России не самые лучшие отношения. Во-вторых, появление их у Египта в любом случае принесет России достаточно много преимуществ, которые могут быть реализованы ею, в том числе, при осуществлении собственной региональной политики, одним из элементов которого может стать потенциальное участие Египта в сирийском урегулировании", — подытоживает Владимир Евсеев.