МОСКВА, 8 сен – РИА Новости. Предки современных людей перешли к моногамии и образованию стабильных семейных пар благодаря существованию бабушек, чье появление сделало выгодным и необходимым оберегание своей самки от посягательств других самцов, говорится в статье, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Долгая жизнь после наступления менопаузы у женщин объясняется так называемой "гипотезой бабушки". По этой теории, бабушка помогает своим дочерям выращивать и воспитывать детей, и тем самым увеличивает шансы на сохранение и дальнейшую передачу своих генов и заметно продлевает жизнь потомству. Антропологи нашли подтверждения этой теории в популяциях африканцев, застрявших в первобытно-общинном строе.
Сформулировавшая эту гипотезу группа антропологов под руководством Кирстен Хоукс (Kirsten Hawkes) из университета штата Юта в Солт-Лейк-Сити (США) нашла еще один необычный пример того, как появление бабушек трансформировало облик древнейших племен людей, построив очередную компьютерную модель, описывавшую жизнь группы приматов, в которой существовало много бабушек.
Как объясняет Хоукс, появление бабушек и продление жизни членов группы приводит к тому, что в популяции появляется много достаточно возрастных самцов, тем не менее способных продолжить свой род, если у них появится возможность это сделать. Женщины теряют способность продолжать род гораздо раньше, чем мужчины, в результате чего в группах наших предков самцов, желающих размножиться, было гораздо больше, чем способных это сделать самок.
Большая конкуренция заставляла самцов обращать больше внимания не на возрастных самок, как это делают шимпанзе, а на самых молодых особей, чья плодовитость не была под вопросом. Бабушкам, воспитывавшим детей, было все равно, кто был отцом потомства их дочерей.
Поэтому мужчины, в выражении Хоукс, начинали предпочитать "удерживать синицу в руках" (охранять свою текущую спутницу), чем пытаться "ловить журавля в небе" (пытаться найти новую, более молодую самку). Со временем, эти отношения переросли в традиции образовать пары и вступать в браки.
"Охрана партнера по спариванию и семейные узы не всегда являются одним и тем же, но они имеют общее в том, что и в том и в другом случае делается выбор в пользу оказания внимания текущему партнеру и отказ от поиска новых. Кроме того, в примитивных обществах для семейных пар характерно отношение мужей к своим женам как к своеобразной "частной собственности", — заключает Хоукс.