Александр Хроленко, обозреватель МИА "Россия сегодня"
В АТР и других точках земного шара обостряются экономические, политические и территориальные противоречия. Китай имеет самую огромную в мире армию и практически неисчерпаемые мобилизационные ресурсы, поэтому мог бы неуклонно наращивать военную мощь и десятилетиями убеждать оппонентов силой оружия. Теоретически приемлемые для такой страны боевые потери оказались бы абсолютно смертельными для Запада. Однако Китай выбрал "шелковый путь" международного равноправия, взаимовыгодного развития и честной экономической борьбы.
Новый шаг по пути равноправия
На фоне впечатляющей демонстрации коллективной военной силы председатель КНР Си Цзиньпин заявил о сокращении Китаем численности своей армии на 300 тысяч человек и подчеркнул: "Китай никогда не будет добиваться гегемонии и заниматься экспансией".
Народно-освободительная армия КНР — крупнейшая на планете (1,6 млн — сухопутные войска, 400 тыс. — ВМФ, 255 тыс. — ВВС, всего около 2,3 млн человек), однако китайский лидер отметил: "Опасность войны словно дамоклов меч все еще висит над головой человечества. В этой связи необходимо извлечь уроки из истории, со всей решительностью защищать мир во всем мире". Призывая другие страны идти вместе с Китаем по пути мирного сосуществования и развития, Си Цзиньпин должен был сделать не парадный жест, а убедительный вклад в дело мира. И сокращение армии КНР — логичный шаг, весомый аргумент в вечном геополитическом споре между Востоком и Западом. Безусловно, этот шаг заметили и оценили.
На площади Тяньаньмэнь стало отчетливо видно, кто беспокоится о мире на планете, а кто готов к войне за обладание миром.
Китайские иероглифы
Накануне торжеств представители Народно-освободительной армии Китая заявили: более 80 процентов военной техники и вооружений на параде в честь 70-летия Победы — новые. И зарубежные аналитики выделили для себя главное, они горячо обсуждали не предстоящий парад, а противоспутниковые системы, истребитель пятого поколения и "убийцу авианосцев" — противокорабельную баллистическую ракету средней дальности Дунфэн-21Д (DF-21D "Восточный ветер").
Действительно, Китай разрабатывает новые системы вооружений наземного, морского, воздушного и космического базирования, и обозреватель Кайл Мизоками в статье для The National Interest справедливо замечает: "На первом месте — боевые космические системы". Развитие Китаем противоспутниковых средств может оставить Вооруженные силы США слепоглухонемыми, ведь только с помощью сети военных спутников американские войска могут ориентироваться на планете, передавать данные о военной обстановке.
Не менее серьезная военная угроза — мощная производственная база Китая. К примеру, в 2014 году в КНР делали 540 тысяч iPhonе в день. Вероятно, с той же скоростью здесь могут выпускать самолеты, танки, корабли, снаряды, ракеты и морские мины. Сон разума рождает чудовищ. Беда в том, что Запад видит лишь то, что желает увидеть, не читает китайских иероглифов и не замечает протянутой руки.
Искаженное мировосприятие
Отмечая 70-ю годовщину окончания Второй мировой войны в Тихоокеанском регионе, Барак Обама заявил о начале эры новых отношений с Японией: "Конец войны отметил начало новой эры американо-японских отношений… Отношения между двумя странами за последние 70 лет стали примером силы дипломатии: бывшие противники превратились в крепких союзников, вместе продвигающих общие интересы и всеобщие ценности в Азии и по всему миру". Наверное, и для Японии опыт бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, нынешние американские интересы в Азии — важнее добрососедских отношений с Китаем.
Вместе с тем даже за океаном видят движение мира к многополярности. 3 сентября мексиканская газета La Jornada отметила: "Возможно, самая большая ошибка ЕС заключалась в том, что европейцы стали малодушно плестись в фарватере односторонней политики находящейся в стадии своего заката сверхдержавы — США, а также в том, что неразумно вступили в противостояние с Россией, крупнейшей евразийской ядерной сверхдержавой". А бразильское издание Folha так прокомментировало торжества в Пекине: "Военный парад призван укрепить в глазах всего мира решимость Китая не только преодолеть биржевой кризис, но и добиться структурной трансформации, не вызвав внутренней или внешней нестабильности".
Исторический урок
В 1960 году власти КНР установили периодичность военных парадов — один раз в десятилетие, и нынешний стал 14-м в истории Китайской Народной Республики (с 1 октября 1949 года). На военный парад по случаю 70-летия окончания Второй мировой войны и победы китайского народа в войне с Японией впервые пригласили руководителей иностранных государств.
Лишь восемь лет спустя, 2 сентября 1945 года, в Токийском заливе на борту линкора "Миссури" представители СССР, США, Великобритании, Франции и Японии подписали акт о капитуляции вооруженных сил Японии. Это была общая победа Запада и Востока, всего человечества.